Случилось невозможное: антизападник Александр Лукашенко заявил о намерении лично возглавить белорусскую делегацию на саммите НАТО в Праге. Министерство иностранных дел Чехии подтвердило, что Минск обратился с просьбой о предоставлении Лукашенко въездной визы. А представители НАТО, несмотря на некоторую растерянность, успели заявить, что хотя Лукашенко никогда ранее не принимал участия в подобных встречах и всегда резко критиковал евроатлантические структуры, тем не менее Белоруссия официально является членом Совета евроатлантического партнерства, и поэтому оснований для отказа Лукашенко нет.
Белорусский прорыв во внешней политике происходит на фоне ухудшения отношений Минска с Москвой. Сложности в вопросах интеграции двух стран возникли достаточно давно, но сейчас они перерастают в открытый конфликт из-за неуступчивости России в вопросах благотворительной энергетической поддержки Белоруссии. Дело в том, что в соответствии с межгосударственными соглашениями, подписанными президентами России и Белоруссии, "Газпром" ежегодно гарантированно поставляет в Белоруссию 10,2 млрд. куб. м газа по льготным тарифам. На данный момент практически весь этот объем Белоруссия уже получила и к началу зимы оказалась на грани энергетического кризиса. В связи с этим Минск обратился к российскому "Газпрому" с просьбой спасти ситуацию, поставив недостающие объемы газа сверх выбранной квоты по льготным тарифам. Речь идет о полутора-двух миллиардах кубометров газа. Но российская компания на прошлой неделе официально заявила о том, что благотворительностью заниматься не будет. Вице-президент РАО "Газпром" Александр Рязанов пояснил журналистам: "Газпром" не будет увеличивать поставки газа в Белоруссию в текущем году, несмотря на просьбы белорусского правительства. У нас нет лишнего газа, а цена, которую они платят, слишком низкая". Лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии (ОГП) Белоруссии Анатолий Лебедько отметил в интервью Интерфаксу, что в российско-белорусских отношениях наступило время жесткого рационализма и прагматизма. "Решение "Газпрома" - тому подтверждение", - считает политик. Но официальный Минск расценивает позицию "Газпрома" как свидетельство изменившейся позиции Кремля. Александра Лукашенко, который, похоже, ни секунды не сомневался в братской энергетической помощи "союзников", заявление представителей "Газпрома" возмутило до такой степени, что он, возможно, стал подумывать о новых, более щедрых союзниках.
Представители НАТО, ошарашенные инициативой Лукашенко, осторожно отметили, что Совет, в заседании которого может принять участие белорусский президент, существует как механизм консультаций между НАТО и участниками программы "Партнерство во имя мира". Участие в дискуссиях в рамках Совета обычно принимают, на свое усмотрение и по собственному желанию, представители более четырех десятков государств. В течение нескольких часов они обмениваются взглядами на проблемы европейской безопасности, но не принимают никаких решений.
Однако сам факт приезда белорусского президента на саммит НАТО, несомненно, станет сенсацией. Он, по мнению наблюдателей, не может быть воспринят иначе, кроме как свидетельство переоценки белорусским лидером западных ценностей демократии.
Депутат палаты представителей Национального собрания РБ, лидер группы "Республика" Валерий Фролов отметил в интервью "НГ": "Если Александр Григорьевич не передумает и действительно поедет в Прагу, то тем самым он продемонстрирует намерение Белоруссии сделать крен во внешней политике в сторону Запада. Очевидно, что желание поступить именно так у Лукашенко есть... Но вопрос заключается в том, будет ли правильно воспринято решение белорусского президента?" Что ж, судя по логике происходящих в последнее время событий, можно предположить, что НАТО поймет Лукашенко "правильно".
Бывший министр обороны РБ Павел Козловский, комментируя "НГ" изменившуюся позицию Минска в отношении Запада, заметил: "Когда человека загоняют в угол (тем более если речь идет о человеке без устоявшихся политических взглядов и позиции), ему свойственно бросаться в крайности. Зная Лукашенко, я не исключаю ни одного варианта, даже, казалось бы, самого нереального, на который он мог бы пойти. Во взаимоотношениях с Россией в последнее время у него дела не складываются. Естественно, что в сложившейся ситуации он будет искать пути выхода из политического кризиса не только, скажем, в Бахрейне или Ливии, но и на Западе..." Логично ожидать, что у Европы возникнет желание помочь "прозревшему" Минску, как уже не раз помогали Украине, накануне каждого отопительного сезона "открещивающейся" от России по причине газовой неплатежеспособности. И уж почти наверняка можно ожидать, что евроатлантические структуры возьмут Белоруссию под свою опеку и покровительство в случае, если бывший союзник Москвы заявит о намерении в будущем вступить в НАТО. Ради такой сокрушительной победы Запад, видимо, готов на любые расходы. Хорошая рекламная акция дорого стоит.
Впрочем, Минск, кажется, готовит отходные пути, предполагая, что пример Киева может отрезвить Запад настолько, что к выбору "гонимых, голодных и помощи просящих" заграничные меценаты станут относиться осторожнее. На этот случай Лукашенко готовит оправдательные речи перед Россией. Так, премьер-министр Белоруссии Геннадий Новицкий вчера в жесткой форме потребовал от правительства и руководителей областей обеспечить на 100% текущие расчеты с Россией за газ и немедленно начать погашение предыдущей задолженности. Геннадий Новицкий заявил, что последние несколько дней предприятия страны работают в режиме чрезвычайной ситуации из-за дефицита энергоресурсов, и поэтому Минск рассматривает возможность предварительной проплаты российской стороне поставок газа за ноябрь и декабрь. Как говорится, на Запад надейся, а сам не плошай...
Минск