На днях из Молдавии вернулась делегация российской Госдумы во главе с Геннадием Селезневым, а уже сегодня начинается рабочий визит в Москву молдавского премьер-министра Василия Тарлева. В ноябре Кишинев снова будет встречать российских гостей - на середину месяца запланирован приезд в Молдавию председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова. Однако активизация дипломатических контактов вызвана не оживлением двухсторонних отношений, а скорее усложнением диалога между Москвой и Кишиневом. Власти обоих государств, похоже, решили не откладывать выяснение отношений на потом и стали встречаться чаще.
В последнее время краеугольным камнем в двусторонних отношениях стало принятое недавно российской Госдумой постановление об открытии генерального консульства РФ в Тирасполе. Кишинев этому решению воспротивился, и делегация Госдумы обсудила подоплеку возникшего противоречия с президентом Молдавии Владимиром Ворониным, председателем парламента Евгенией Остапчук, премьером Василием Тарлевым. Официальный Кишинев заявил, что не допускает открытия российского консульства в Тирасполе, потому что не в состоянии обеспечить безопасность дипломатов на неподконтрольной молдавскому руководству территории. Делегация Госдумы решила, видимо, не акцентировать внимания на том, что та же проблема не помешала Кишиневу открыть в Тирасполе представительство ОБСЕ. Геннадий Селезнев пошел на уступки: "Просто у каждой из сторон есть свое видение развития этих отношений в перспективе..."
Кишинев строит свою линию исходя из того, что приднестровская проблема должна быть урегулирована в рамках предложений ОБСЕ и с учетом мнения стран-гарантов. Однако на всех встречах особо подчеркивалась необходимость сохранения территориальной целостности Молдавии. Что касается вопроса об открытии генерального консульства, то представители молдавского парламента несколько раз повторили Геннадию Селезневу, что подобные вопросы не относятся к компетенции Госдумы. Российский спикер, по сути, промолчал. Поэтому все участники состоявшихся переговоров остались довольны друг другом.
Подробности и детали развития отношений на уровне политики и политиков скорее всего будут окончательно утверждены во время предстоящего визита в Кишинев делегации Совета Федерации РФ. До тех пор возникшая было напряженность снята, а отношения между Москвой и Кишиневом могут даже улучшиться. По крайней мере на официальном уровне заявлено, что правительства двух стран в ближайшем будущем попытаются создать все необходимые условия для реализации подписанного ранее Соглашения о зоне свободной торговли. Собственно об этом сегодня будет говорить в Кремле молдавский премьер.
Молдавию развитие торгово-экономических отношений с Россией не может не волновать хотя бы потому, что 70% объемов ее экспорта приходится на российский рынок. Кроме того, Россия на сегодня полностью обеспечивает Молдавию газом и электроэнергией. Но, с другой стороны, российская сторона заинтересована в приватизации ряда крупных молдавских предприятий, среди которых, например, завод "Топаз", ранее работавший в рамках советского ВПК. "Московские телефонные линии" намерены приватизировать "Молдтелеком". Если к этому прибавить перспективу успешного исхода переговоров по Джурджулештскому терминалу, позволяющему России получить "свой порт" на Дунае, то важность для Москвы дружественных отношений с Кишиневом очевидна. В угоду экономическим интересам российская сторона пока готова приносить такие "политические жертвы", как молчание в ответ на принятое молдавскими властями с подачи ПАСЕ решение о моратории на расширение правового поля функционирования русского языка. Похоже, Москва сознательно закрывает глаза также на регистрацию Кишиневом Бессарабской Метрополии, патронируемой Румынской Православной Церковью, что упрочило ее позиции и негативно отразилось на положении Метрополии Молдовы, находящейся под юрисдикцией Русской Православной Церкви. Существует еще много болезненных для обеих стран вопросов, которые пока не затрагиваются Москвой. Но как долго будет длиться идиллия в двусторонних отношениях - зависит все же от позиции Молдавии в интересующих Россию вопросах и от тонкого понимания молдавскими властями всей сложности положения, в котором оказалась страна.
Кишинев