В минувшую субботу Александр Лукашенко подписал Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", рассмотрение которого белорусским парламентом сопровождалось бурными дебатами как в самой республике, так и за ее пределами.
Госдепартамент США в своем ежегодном отчете о положении в области свободы вероисповедания в различных странах мира назвал принятый закон "одним из самых репрессивных законов о религии во всей Евразии". По словам представителя Хельсинкской комиссии США (федеральное агентство, ведущее мониторинг соблюдения Хельсинкских соглашений) Кристофера Смита, подписанный Лукашенко закон, "несомненно, нарушает международно признанные нормы прав человека". Смит считает, что режим Лукашенко полон решимости искоренить в стране религиозные меньшинства.
В самой Белоруссии принятие закона вызвало резкие протесты со стороны представителей различных протестантских деноминаций (главным образом пятидесятников) и некоторых восточных культов (прежде всего кришнаитов). Они также считают, что закон закрепляет преимущественное положение в стране Православной Церкви и ущемляет права других конфессий.
Собственно, авторы закона и не скрывают, что он должен дать зеленый свет одним религиозным организациям и "прижать" некоторые другие. "Проект закона учитывает традиции Белоруссии и предусматривает защиту от неокультов и деструктивных сект", - заявил глава белорусского Комитета по делам религий Станислав Буко.
Сам Александр Лукашенко считает претензии к принятому закону необоснованными. "Некоторые неоднозначно восприняли этот закон, но справедливости ради надо сказать, что он не содержит никаких наездов и накатов на другие конфессии. В законе отводится значимая роль традиционным конфессиям, которые играли и играют значительную роль в нашем государстве", - заявил белорусский лидер на встрече с главой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Владимиром (Сабоданом).
Что касается Православной Церкви, то она полностью поддержала проект закона. По словам митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Православная Церковь оценивает его "исключительно положительно".
Чем же вызвана резкая критика закона со стороны Запада и некоторых религиозных организаций Белоруссии?
Прежде всего тем, что его преамбула особо выделяет ведущие белорусские религии и конфессии. В ней говорится о признании "определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической Церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-Лютеранской Церкви, иудаизма и ислама". Впрочем, никаких правовых последствий это положение не имеет, поскольку тут же говорится о "равенстве религий перед законом".
Более всего в принятом законе настораживает пункт о том, что "религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации". Фактически это означает запрет на любую неформальную религиозную деятельность. Правда, закон не уточняет, будут ли подвергаться какой-либо гражданской или уголовной ответственности представители тех религиозных организаций, которые не смогли или на захотели официально зарегистрироваться. А таковых окажется много, поскольку согласно закону религиозное объединение может быть зарегистрировано только "при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет". Иными словами, пройти регистрацию не смогут все те религиозные организации, которые появились в республике позже 1982 г., в первую очередь различные протестантские деноминации и восточные религии.
Правда, двадцатилетний временной ценз затрагивает только религиозные объединения (централизованные организации) и не распространяется на отдельные общины, которые могут регистрироваться самостоятельно.
Надо заметить, что в плане отношения к незарегистрированной религиозной деятельности белорусский Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" резко отличается от аналогичного российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В последнем есть такое понятие, как "религиозная группа", которая может на законных основаниях заниматься религиозной деятельностью, не проходя при этом официальной регистрации.
Противники белорусского закона также указывают на то, что он фактически вводит цензуру на литературу религиозного содержания. Согласно одной из его статей "ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий".
Кроме того, закон запрещает иностранным гражданам быть руководителями религиозных организаций, что, естественно, также вызывает резкое недовольство со стороны Запада.