В течение одиннадцати лет всеобщей независимости большинству стран СНГ все-таки удалось навести порядок на границах между собой. И, пожалуй, только в Центрально-Азиатском регионе эти проблемы требуют к себе пристального внимания. Больше других озабочен охраной своих рубежей Узбекистан: опасаясь прорывов на свою территорию исламских террористов, Ташкент отгородился от соседей минными полями.
Однако в последнее время Ислам Каримов пересмотрел свою пограничную политику. Так, месяц назад ему удалось договориться с Нурсултаном Назарбаевым об окончательной делимитации границы с Казахстаном. На последнем саммите глав центральноазиатских государств узбекский лидер подписал также документ о делимитации 1100 км границы с Таджикистаном.
Процессу разделения таджикско-узбекской пограничной линии только положено начало. Вопросы об упрощении пересечения границы и таможенных процедур для Казахстана и Узбекистана, казалось бы, рассматриваются уже давно. Но на самом деле сближение этих двух стран даже в таком аспекте еще очень призрачно и в ближайшие несколько лет вряд ли осуществимо.
После того как Узбекистан и Казахстан столь неожиданно и стремительно разрешили проблему спорных территорий на совместной границе, стали одна за другой выстраиваться различные версии этого взаимного потепления в отношениях соседей. Одна из них - желание Узбекистана построить нефтяной терминал на казахстанском шельфе Каспия, близ Актау. Сегодня Ташкент ведет переговоры с "Газпромом" и "ЛУКОЙЛом" о проведении геологоразведочных работ на узбекских месторождениях. Понятно, что если добыча нефти все-таки начнется, то Узбекистану, безусловно, понадобится выход к морю. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что желание Ташкента сотрудничать в этой сфере с Астаной скорее всего носит декларативный характер.
Под большим сомнением остается и культивируемый обеими сторонами "прорыв" в погранично-таможенной сфере. По мнению экспертов, о полноценном экономическом сотрудничестве Узбекистана и Казахстана пока говорить не приходится, поскольку эти страны разительно отличаются друг от друга в экономическом плане.
На самом деле сегодня Казахстан может горячо дружить практически с любым своим центральноазиатским соседом - будь то Киргизия, с которой ему нечего делить, или Таджикистан, достаточно отдаленный для того, чтобы сохранять хорошие отношения. Но только не с Узбекистаном, своим региональным конкурентом за внимание и инвестиции Запада, а также за трон лидера в регионе.
Пока государства сближают лишь общие проблемы, в частности территориальные. Несмотря на то что президенты Каримов и Назарбаев определили территориальную принадлежность пограничных поселков Багыс, Туркестанец и нескольких аулов Кзыл-Ординской области, социальная напряженность здесь все еще сохраняется. Как выяснилось, официальное признание границ проблему вовсе не решило. Все делалось поспешно: Узбекистан хотел получить значительную часть территории Казахстана, который, в свою очередь, пытаясь поскорее избавиться от головной боли, без лишних споров принял узбекский вариант раздела территории. На самом деле Астана не пыталась торговаться с Ташкентом еще и за неимением рычагов давления на него. Причем узбекская сторона такие рычаги имеет. В ее распоряжении, например, есть газ и вода, которыми республика снабжает области на юге Казахстана.
Как водится, местные жители поделенных районов узнали о своем новом гражданстве в последнюю очередь. Представители местной администрации поставили их в известность лишь после того, как были подписаны соглашения о делимитации. Поэтому для недовольства в регионе есть все основания. Особенно среди казахов - жителей Туркестанца, который нынче стал узбекским населенным пунктом. Как считают наблюдатели, сепаратизм будет иметь здесь благоприятную почву, и этим не преминут воспользоваться политические деятели разного толка для достижения своих целей.