Очередной акт о помиловании заключенных должен быть подписан президентом Гейдаром Алиевым накануне Дня республики, отмечаемого 18 октября. Президентская амнистия станет третьей по счету за этот год. В ходе двух предыдущих на свободу было отпущено около 150 человек. Всего же за период с 1996 г. в Азербайджане было помиловано 2700 заключенных.
Пока сложно сказать, сколько именно человек попадут в списки прощенных, однако источники в высших эшелонах власти говорят о том, что нынешняя акция должна стать наиболее массовой по сравнению с двумя предыдущими. Решение о помиловании не привлекало бы к себе столь пристального внимания, если бы не один очень важный момент. В списках помилованных должны значиться лица, причисляемые к политзаключенным. По данным азербайджанских правозащитников, таковых в стране почти 200 человек и количество их растет. В свою очередь, руководство Азербайджана по-прежнему не признает наличия такой категории заключенных в местах лишения свободы. Оппонируя целому ряду международных организаций, власти заявляют о том, что те, кого причисляют к этой категории в Азербайджане, в действительности совершили тяжкие преступления. Однако подобная позиция официального Баку не признается такими демократическими институтами, как Совет Европы. Став членом этой организации, Азербайджан взял на себя целый ряд обязательств, в том числе полное освобождение политзаключенных. Совет Европы требует от Баку незамедлительно пересмотреть судебные дела трех наиболее известных заключенных - бывшего министра внутренних дел Искендера Гамидова, экс-министра обороны Рагима Газиева и лидера талышских сепаратистов Аликрама Гумматова. На завершившейся 26 сентября этого года осенней сессии ПАСЕ Баку в очередной раз указали на эту проблему. Именно это дало повод надеяться на то, что дела "трех" сдвинутся с мертвой точки. Однако руководитель юридического отдела аппарата президента страны, выступая на днях по одному из местных каналов телевидения, опроверг эти слухи.
В беседе с корреспондентом "НГ" адвокат осужденного на 14 лет экс-министра внутренних дел Искендера Гамидова Видади Махмудов заявил, что ни подзащитный, ни его жена не обращались к президенту с подобной просьбой. "Несмотря на серьезную болезнь, мой подзащитный не станет просить о помиловании", - сказал адвокат.
"Я приветствую решение об очередном помиловании, однако он не решает полностью проблему политзаключенных", - так прокомментировала "НГ" предстоящее помилование директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Саида Годжаманлы. Она сомневается в том, что нынешнее помилование распространится на 26 тяжело больных заключенных, многие из которых являются инвалидами карабахской войны. По мнению правозащитницы, в списках на помилование не окажется ни родственников бывшего спикера азербайджанского парламента Расула Гулиева, ни экс-премьера страны Сурета Гусейнова.
Пока сложно прогнозировать развитие ситуации, однако совершенно ясно одно: чтобы получить карт-бланш и определенную поддержку Запада на президентских выборах 2003 г., азербайджанским властям необходимо улучшить демократический климат в стране. Однако отважатся ли власти полностью решить проблему политзаключенных в Азербайджане, неизвестно.
В эти дни с весьма любопытным заявлением выступил замминистра юстиции Айдын Гасымов. По его словам, в знаменитой тюрьме особо строгого режима в местечке Гобустан строится новый корпус для лиц, отбывающих пожизненное заключение. Сооружение рассчитано на 100 человек и будет сдано в эксплуатацию уже в конце этого года.
Баку