- На прошедшем в Астане заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было предложено ввести в качестве главной расчетной единицы сообщества российский рубль. Что, по-вашему, означает это решение для стран - участниц ЕврАзЭС?
- Идея единой валюты на пространстве ЕврАзЭС перспективна. Эта тема уже достаточно давно обсуждается, и, учитывая происходящие в мире процессы глобализации, она очень актуальна. Правда, для этого необходимо будет унифицировать законодательства стран, входящих в ЕврАзЭС, и в первую очередь налоговое и таможенное. Кстати, хорошим примером являются торгово-экономические отношения между странами Евросоюза, где денежной единицей является евро.
- Сейчас в России активно обсуждается закон о создании особых экономических зон. Как на это смотрят казахстанские специалисты?
- В Казахстане закон о свободных экономических зонах действует с 1998 года. Одна из таких зон находится на территории Астаны, другая - в морском порту Актау. В СЭЗ "Астана - новый город" действуют налоговые льготы, кроме того, все поставки с территории республики облагаются НДС по нулевой ставке, а весь импорт, осуществляемый в зону, освобождается от таможенных пошлин и НДС. На этой основе мы хотим изучить вопрос о необходимости тиражирования СЭЗов в нашей республике. Но основной упор мы будем делать на технополисы - небольшие предприятия, где будут созданы все условия для развития новейших технологий. У Казахстана уже есть договоренности с рядом стран, в частности с Индией и Германией, которые согласны участвовать в этом проекте.
- А с кем из соседей по Содружеству намерены сотрудничать в области ноу-хау?
- Прежде всего казахстанские предприятия намерены интегрироваться с российскими. И не только потому, что наши государства - соседи: Россия является нашим стратегическим экономическим и торговым партнером. Кроме того, у наших стран имеется все необходимое для создания перспективных совместных предприятий. Например, мы готовы отдать часть акций казахстанских предприятий россиянам, тем более что Казахстан сейчас не может конкурировать с технологиями российской оборонки.
Однако, по статистике, в последнее время наблюдается некоторый спад объема товарооборота, но я уверен, что это явление временное.
- Мажит Тулеубекович, сейчас многие говорят о "казахстанском экономическом чуде"...
- Я человек суеверный и боюсь сглаза. Но на самом деле сегодня финансово-экономическое положение Казахстана намного лучше, чем в других странах Содружества, и даже несколько благоприятнее, чем в России. В прошлом году рост ВВП в реальном выражении составил 13,2%. Также правительством принято решение о снижении подоходного налога с 20 до 16% и социального - с 26 до 21%, планируется провести компенсацию вкладчикам Сбербанка, мы первыми из стран СНГ досрочно расплатились с МВФ.
- Вступление Казахстана в ВТО - это все-таки плюс или минус?
- Для нас важно соблюсти установившийся баланс, но при этом двигаться в направлении ВТО быстро и продуманно. Страны ЕврАзЭС должны одновременно вступить в ВТО, так что мы не стремимся всех обогнать. Но Казахстану сейчас придется быстро и качественно провести необходимые преобразования в экономике государства, в частности модернизировать производство.
- И как скоро правительство намерено с этим справиться?
- Пока трудно сказать. Все будет происходить поэтапно. Сначала надо ликвидировать неэффективные предприятия. Затем мы планируем наладить производство конкурентоспособной продукции на основе новейших технологий, и в этом направлении сейчас разрабатывается ряд законопроектов. Я уверен, что скоро ярлык "made in Kazakhstan" появится на многих товарах.
- Что вы думаете о введении частной собственности на землю?
- Необходимость этой реформы назрела уже давно, как, собственно, и в России. В Казахстане введение частной собственности на землю обсуждалось с первых дней независимости, а сегодня просто сложилась благоприятная ситуация для решения этого вопроса - и политическая, и финансовая, и, самое главное, сформировалось мнение населения по этому поводу. Конечно, предложенный закон не является оптимальным, но надеюсь, что законопроект будет принят до конца года.