Вчера руководство Соединенных Штатов прекратило финансовую помощь Украине и в ближайшее время собирается пересмотреть свою политику в отношении этой страны. Речь идет ни больше ни меньше о 55 млн. долларов, предназначенных для развития украинской экономики. Что касается политических санкций, то высокопоставленный чиновник из администрации Джорджа Буша сообщил агентству "Рейтер", что Белый дом в данный момент рассматривает различные варианты наказания Киева.
Все это случилось буквально на следующий день после того, как в минувшее воскресенье сразу в нескольких американских изданиях на первых полосах появились публикации со ссылкой на инспекторов ООН по вопросам вооружений о том, что Киев якобы в обход резолюции ООН продал Ираку систему пассивной радиотехнической разведки "Кольчуга", способную обнаруживать американскую авиацию, в том числе и самолеты-невидимки типа F-117А и В-2 с целью их последующего уничтожения. Кстати, в том же контексте обвинялась и Белоруссия, причем подчеркивалось, что обе страны сотрудничали с Ираком в сфере запрещенных военных технологий с середины 1990-х гг.
Киев и Минск, разумеется, уже отвергли все эти обвинения. Кстати, военные специалисты тоже считают, что в условиях фактической блокады военно-техническое сотрудничество Багдада с отдельными странами СНГ маловероятно. Правда, они оговариваются, что могут существовать "серые" схемы оружейного экспорта, когда военная техника поставляется заказчику не на прямую, а через посредников (которые имеют на этом весьма приличные комиссионные). Тот же "Укрспецэкспорт", когда его возглавлял Виталий Малев, достаточно широко использовал "серые" схемы поставок вооружений и запчастей к ним не только государствам с сомнительной репутацией, но даже отдельным повстанческим и "освободительным" движениям, ведущим боевые действия против законных правительств своих стран.
Скрытно перебросить Багдаду, например, систему ПВО типа С-300ПМУ - задача заведомо невыполнимая: факт ее развертывания на иракской территории будет незамедлительно вскрыт средствами космической и воздушной разведки Пентагона. Но отследить доставку запасных частей или мобильных систем пассивной радиотехнической разведки, например той же "Кольчуги", - задача неизмеримо более сложная. Тут уже необходимы не спутники, а агентура или люди вроде украинского перебежчика майора Мельниченко.
Но дело, как представляется, не только в этом. Судя по упомянутым выше фактам и по тому, как в эти дни в США и в странах Западной Европы - союзниках Вашингтона по НАТО раскручивается очередная кампания по обвинению Киева и Минска в торговле оружием, становится очевидным, что она преследует явную политическую цель. И главным объектом является Россия, хотя в адрес Москвы аналогичные обвинения и не звучат. Пока. Связано это, думается, с известной позицией Кремля по отношению к планируемым США ударам по Ираку.
Это тем более очевидно, что информация о той же "Кольчуге" появилась еще в апреле, была подкреплена небезызвестными пленками Мельниченко в начале сентября, но тогда ее как бы отложили в долгий ящик. Более того, Вашингтон устами своего Чрезвычайного и Полномочного Посла на Украине Карлоса Паскуаля 5 сентября поспешил заявить, что у США нет доказательств продажи Украиной оружия стране-изгою. Теперь же, когда позиция России по Ираку обозначилась наиболее четко и последовательно, администрация Буша понимает, что Кремль не отступит от своей точки зрения на решение этой проблемы, Вашингтон решил применить как бы косвенный шантаж в отношении Москвы. Это значит, что после Украины и Белоруссии в аналогичной торговле оружием с Ираком может быть обвинена именно Москва - с применением всех вытекающих отсюда санкций.
Сейчас трудно сказать, добьется ли Вашингтон своего, если он поставил перед собой цель именно таким образом привлечь Москву на свою сторону. В последнее время Россия свела к минимуму заимствования за рубежом и новых кредитов практически не берет. А если к этому прибавить, что зарубежных инвестиций в России тоже немного, то можно сделать вывод, что перекрытие каких-то финансовых потоков из-за рубежа слишком большого ущерба экономике России не нанесет.