Украинское правительство приняло решение отменить 20-процентную пошлину на ряд российских товаров, введенную 29 марта этого года как превентивную меру. Однако это решение вступит в силу лишь после отмены Россией ограничительных пошлин на импорт украинских труб.
Отмена украинской стороной 20-процентной пошлины стала результатом недавних переговоров глав правительств Украины и России - Анатолия Кинаха и Михаила Касьянова, которые договорились снять излишние фискальные преграды в совместном товарообороте. Хотя Россия своего решения по украинским трубам пока не отменила.
Но и Украина не собирается самостоятельно брать все призы в двухсторонней гонке по отмене пошлин: как сообщил пресс-секретарь украинского премьера Сергей Нагорянский, нынешнее решение украинского правительства не касается "автомобильных пошлин". Напомним, что в июле этого года Кабинет министров Украины распорядился о введении с 30 июля по 8 декабря 2002 года ввозной пошлины в размере 31,7 процента на импорт российских автомобилей. Анатолий Кинах заявил тогда, что эта пошлина в отношении импорта российских автомобилей явилась предупредительной мерой в ответ на односторонние действия России относительно экспорта украинской продукции металлургического комплекса и пищевой промышленности.
Срок действия "автомобильных" пошлин заканчивается через два с половиной месяца. Украинские экономисты в большинстве своем сходятся на том, что протекционистские меры по защите отечественных производителей автомобилей (в первую очередь "АвтоЗАЗ-Daewoo") оказались далеко не так эффективны, как планировалось. И в их продолжении экономического резона нет. Ведь, как отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Ольга Пиндюк, компания "АвтоЗАЗ" и так уже почти 5 лет получает огромные льготы, однако за это время не смогла эффективно конкурировать с другими компаниями, что свидетельствует о слабой конкурентоспособности ее продукции. "Отмена пошлины на российские машины усилит конкуренцию на нашем рынке и общий эффект будет положительным для Украины", - уверенно говорит она.
Эксперт центра социально-экономических исследований "CASE-Ukraine" Владимир Дубровский предлагает посмотреть на проблему импортной пошлины на российские автомобили несколько шире. Он обращает внимание на то, что Украина ведет речь только о российских автомобилях, отказываясь отменять пошлины, к примеру, на чешские авто и на подержанные иномарки. Торг вокруг пошлин на российские авто - это элемент игры со старшим братом, считает Дубровский.
"С отменой пошлины продажи российских машин возрастут и любители ездить на "Жигулях" будут счастливы. Но я считаю, что нужно быть последовательным и отменить все автомобильные пошлины. "АвтоЗАЗ-Daewoo" должен работать в конкурентных условиях. Это заставит его выпускать нормальные автомобили, если он на это способен. А российские автомобили вообще неконкурентоспособны. На рынках, где их не защищают, они не продаются. Поэтому в одностороннем порядке открывая рынок для российских автомобилей и закрывая для европейских, правительство Украины делает себе медвежью услугу, потому что наш парк автомобилей становится устаревшим", - отмечает экономист.
Объяснение "автомобильных" предпочтений Украины лежит скорее в политической плоскости, считает аналитик Центра развития украинского законодательства Олег Сидорец. Однако, добавляет он, как бы то ни было, позитивно, что Украина и Россия все же делают шаги от торговой войны к пошлинному миру. По мнению аналитика, в результате последних уступок Украины, обусловленных адекватными российскими шагами, климат в торговых отношениях двух стран должен потеплеть.
Киев