Сегодня в Астане проходит очередное заседание межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Главы правительств стран - участниц ЕврАзЭС - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - обсудят более двух десятков актуальных вопросов, но самой важной темой саммита станет обсуждение очередной идеи создания единого налогового поля для этих стран. В частности, страны, входящие в ЕврАзЭС, собираются обговорить механизмы ввода единого налогового удостоверения.
Кроме того, в повестке дня стоит обсуждение единой политики стран - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации. Также премьер-министры намерены согласовать пути структурной перестройки экономик государств - участников договора о Таможенном союзе, а также механизмы защиты внутренних рынков стран ЕврАзЭС, в том числе условия применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.
В принципе, несмотря на насыщенную повестку дня, вряд ли сегодняшняя встреча премьер-министров в Астане закончится принятием каких-либо экстраординарных решений, которые могут глобально повлиять на дальнейшую судьбу стран ЕврАзЭС: главы правительств намерены подписать лишь соглашение о сотрудничестве в области средств массовой информации и договор об охране внешних границ. Но в любом случае сам факт регулярности проведения заседаний Межгоскомиссии ЕврАзЭС и даже введение некоторых инноваций говорит о том, что, вопреки прогнозам, большинство участников сообщества все-таки делают ставку на эту организацию и не собираются сворачивать ее деятельность. Действительно, с появлением этой новой региональной организации определенные процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве несколько ускорились. Но основной помехой эффективной деятельности ЕврАзЭС является экономическая "разношерстность" стран-участниц - все-таки потенциал, к примеру России и Таджикистана, трудно сопоставим. В общем, неравенство возможностей членов сообщества сильно затрудняет обозначение единых политических и экономических целей, к тому же изначально в рамках этой организации было определено доминирование российско-казахстанского влияния. Все это абсолютно не способствует превращению ЕврАзЭС в некий аналог Европейского союза, на что, собственно, и было ориентировано создание этой организации.
Но ЕврАзЭС упорно ведет активную политику в сторону расширения поля деятельности. Например, лидер сообщества Россия старательно приглашает в члены объединения Украину, которая сейчас имеет статус наблюдателя. Но украинское государство вступать в ЕврАзЭС пока не торопится и заявляет, что сможет сделать это только после урегулирования споров с участниками, и в первую очередь с Россией. Так, по словам украинского министра экономики Александра Шлапака, в случае вступления Украины в ЕврАзЭС у нее возникнут проблемы в законодательной сфере. В частности, придется пересматривать договоры о свободной торговле со странами, не входящими в сообщество, а также согласовывать с ЕврАзЭС системы преференций. На августовской встрече украинский и российский премьер-министры договорились, что в ближайшее время Киев направит Москве предложения и перечень проблемных вопросов в связи с вступлением в ЕврАзЭС.
Однако, по мнению экспертов, пока Украина не видит необходимости вступать в это интеграционное объединение. Тем более что она до сих пор делает ставку на ГУАМ - самый мощный конкурент ЕврАзЭС в СНГ. Также у Украины развился определенный комплекс по поводу того, что в рамках ЕврАзЭС будет усилено влияние именно России. Но если в ближайшее время ЕврАзЭС крепко встанет на ноги, украинское государство в довольно короткий срок даст согласие войти в число стран-участниц. Кроме Украины, в сообщество вполне могут вступить и Молдавия, и Армения.
Но вряд ли рамки деятельности ЕврАзЭС расширятся так скоро, как хотелось бы России. Остальные страны СНГ, не входящие в это объединение, либо еще не прочувствовали стратегию ЕврАзЭС, либо просто не верят в его возможности. К тому же некоторые из них входят в состав ГУАМ, который в последнее время тоже стал делать упор на экономическую интеграцию и создание зон свободной торговли. То есть в Содружестве появилась альтернатива единым региональным экономическим программам.