Сразу после заседания Совета министров Союза Белоруссии и России, на котором в минувший понедельник обсуждалась проблема введения единой валюты, президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко вновь поспешили поговорить друг с другом "по понятиям". К ранее высказанным мнениям о том, что они друг о друге думают, лидеры государств не добавили нечего нового: Путин по-прежнему считает Белоруссию "нахлебницей", а Лукашенко гордо заявляет, что Белоруссия "сделала для России немало подачек".
В начале недели Путин уже как бы согласился на любой вариант объединения двух стран, только бы его коллега из Минска был бы не против введения единой валюты с 1 января 2004 г. (разумеется, при том, что единый эмиссионный центр будет находиться в Москве). Но Лукашенко, понимая, что это одна из уловок, чтобы финансово-экономически пристегнуть Белоруссию к России, упирается: "Мы уже пережили период, когда нас бросили с кучей советских рублей".
Вообще же складывается впечатление, что пока российские и белорусские политики на самых разных уровнях пытаются найти точки соприкосновения, чтобы развивать интеграцию в русле нормального диалога, президенты вставляют палки в колесо этого движения. По этому поводу высказал свое негодование спикер Госдумы Геннадий Селезнев, который после заседания совета Парламентского собрания Союза Белоруссии и России заявил: "В случае если президенты наконец определятся с вариантом создания Союзного государства, то парламентарии смогут обеспечить подготовку Конституционного акта в течение месяца. Но мы не можем жить в неведении. Послушаешь одного президента - у него своя точка зрения, другого - у него своя". Правда, в то же время в плане введения в ближайшее время единой денежной единицы Союза Селезнев занимает полностью пропутинскую позицию.
Вероятно, в некотором недоумении от заявлений своих лидеров могли быть после союзного Совмина и Михаил Касьянов, и его белорусский коллега Геннадий Новицкий. Диалог у них шел трудно. Тем не менее они надеются, что в декабре внесут большую или окончательную ясность относительно возможности введения рубля в качестве единой валюты Союзного государства с 1 января 2004 г. и рассмотрят предложения о статусе единого эмиссионного центра. И тут же из Сочи (где в тот момент находился Путин) и из Минска премьеров резко одернули, напомнив им, кто будет решать этот вопрос.
Следует также полагать, что, если пикировка президентов будет и дальше продолжаться в том же духе, Лукашенко, как следует из его заявления, для воздействия на Путина будет использовать определенный политический нажим (если не шантаж). Во-первых, он уже не исключает возможности того, что будет баллотироваться на третий президентский срок на выборах в 2006 г. То, что в настоящее время это противоречит Конституции Белоруссии, Лукашенко не смущает: он может инициировать референдум, благодаря которому соответствующая статья будет введена в Основной закон государства. А во-вторых, указал он, Белоруссия намерена также ориентироваться на валюты других государств и ждет увеличения экономической поддержки со стороны Запада и США. Белорусский президент пообещал, что "в ближайшее время отношения с Западом у нас значительно улучшатся. К этому мы имеем и определенные сигналы со стороны Запада".