Идея "подать заявку" на вступление в НАТО, одобренная в минувшую пятницу парламентом Грузии, пока не находит официального отклика в самом Североатлантическом союзе. Как выразился в беседе с корреспондентом "НГ" один из дипломатов в штаб-квартире альянса: "Если бы в НАТО решил вступить Лукашенко, это произвело бы здесь настоящий фурор. В предыдущие годы нам уже доводилось слышать от различных грузинских представителей, включая президента Шеварднадзе, о желании в будущем интегрироваться в НАТО. Однако, как известно, одного желания недостаточно. Нужно еще и приглашение..." Наш источник отметил, что грузинский вопрос в каком бы то ни было виде до сих пор не стоял в повестке натовских дискуссий, в том числе и в период после ультиматума президента Путина.
Решение грузинских депутатов, очевидно, не связано только лишь с 10-й статьей Североатлантического договора 1949 года, в которой зафиксирован принцип открытых дверей. Исходя из этого принципа Грузия могла бы официально оформить свою претензию на членство в Североатлантическом союзе, например, еще лет 10 назад. В контексте резкого обострения отношений между Москвой и Тбилиси особый интерес грузинских депутатов, очевидно, привлекла 5-я статья упоминавшегося договора, в которой говорится среди прочего, что нападение на одну из стран НАТО рассматривается как атака на весь союз.
Между тем от момента выражения официального желания страны присоединиться к НАТО и до официального вступления в престижный союз может лежать путь в целую жизнь. Кроме того, интенсивный диалог о будущем членстве не обязательно приведет к желаемому членству. Да и вообще - в каждом случае альянс сам решает, замечать ли стремление того или иного государства сделаться союзником и доводить ли отношения с этой страной до такого уровня, когда ее начинают называть кандидатом.
Решение о приеме в НАТО того или иного государства во многом носит политический характер. И такое решение натовцами принимается консенсусом. В случае с Грузией рассчитывать на значительное ускорение процесса интеграции не приходится, даже если исходить из того, что натовский консенсус - это консенсус между президентом США, министром обороны США и госсекретарем США, а Тбилиси очень близок Вашингтону (такую близость Тбилиси продемонстрировал приемом американских военных специалистов, а теперь еще и поиском по крайней мере политической защиты после ультиматума Путина).
Как известно, есть условный список требований, которым должен удовлетворять потенциальный союзник. К ним, в частности, относятся урегулирование всех международных, этнических или внешних территориальных споров, приверженность главенству закона и правам человека, установление демократического контроля над своими вооруженными силами, а также укрепление стабильности и благосостояния посредством экономической свободы, социальной справедливости и экологической ответственности. Кандидат должен также демонстрировать свою способность вносить вклад в коллективную оборону и решение прочих задач, стоящих перед союзниками.
Понятно, что такого рода требованиям соответствовать очень непросто. Понятно и то, что продвигая в НАТО тех или иных своих "друзей", члены союза готовы закрывать глаза на различные "недочеты". Но все становится гораздо сложнее, если речь идет о стране, годами живущей в состоянии вооруженного конфликта. А в случае Грузии речь идет еще и о конфликте, способном разрастаться за счет сопредельных территорий. Грузия имеет нестабильную границу почти на всей ее протяженности. И натовские эксперты не прогнозируют улучшения ситуации в ближайшие годы.
К вступлению в НАТО сейчас активно готовятся Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. (С недавних пор кандидатом считают и Хорватию, но на предстоящем в ноябре саммите альянса у нее нет шансов получить приглашение.) Среди этих стран нестабильной с точки зрения безопасности является лишь Македония, пережившая в 2001 году межэтнический конфликт, чуть было не увенчавшийся взятием албанцами столицы Скопье. Однако подобный ущерб, нанесенный имиджу Македонии, власти заранее "компенсировали" тем, что в считаные недели в конце 1998 года обратили собственную страну в плацдарм для ввода натовских войск в югославский край Косово. Сегодня Македония - это сплошная натовская база. Такое обстоятельство серьезно сближает Скопье с альянсом, хоть и не дает окончательной уверенности в скором членстве.
Вовремя оказаться плацдармом в зоне особых интересов Вашингтона, кстати, еще не означает гарантии защиты от внешнего врага. Македонцам, наверное, никогда не удастся убедить партнеров по Североатлантическому союзу, что в 2001 году Македония оказалась жертвой агрессии со стороны албанцев из Косово, где с лета 1999-го мир обеспечивается натовскими же штыками.
На данном этапе пронатовские заявления Грузии, скорее, выглядят как попытка вызвать раздражение в Москве и привлечь к себе внимание со стороны "потенциальных союзников". Это, кстати, понимают и сами "потенциальные союзники". К сегодняшнему дню ни должного раздражения в Москве, ни должного внимания в ключевых западных столицах евроатлантические устремления Тбилиси не вызвали. "НАТО не является участником противостояния по линии Москва-Тбилиси", - заявлено нам в Брюсселе. Из бесед с натовскими дипломатами становится ясно, что Североатлантический альянс пока не намерен вступать в игру.