- Виктор Иванович, на какой стадии находится переговорный процесс по вопросу правового урегулирования статуса Каспия? Какие изменения по этой проблеме можно отметить уже сегодня?
- На последнем заседании рабочей группы пяти прикаспийских государств были рассмотрены соглашения по биосфере, рамочные конвенции по охране окружающей среды, метеорологии, транспорту и т.д. Готовность к подписанию документа о статусе Каспия достаточно высока, в пределах 90%. И мы активно продвигаемся к завершающей фазе. Проводятся консультации в двустороннем, трехстороннем, пятистороннем формате.
- Позиции России, Казахстана и Азербайджана совпадают и достаточно ясны. При этом другие участники воспринимают такую позицию как игнорирование своих интересов. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Принцип пятистороннего консенсуса остался, и никто его не нарушает. Если существуют какие-то двусторонние договоренности, то они не нарушают общего принципа - делим дно, вода общая. Этот принцип сегодня закладывается во всех двусторонних переговорах, и, если подписываются какие-то документы относительно раздела, эта идеология ни в коем случае не нарушает основной принцип географического равноправия. Каспий сегодня делится не по какому-то абстрактному принципу арифметического равенства по 20%, а по принципу природному. Я считаю, что это справедливый принцип, с которым трудно не согласиться.
- Иранская сторона неоднократно заявляла о непризнании каких-либо двусторонних соглашений на Каспии. Может ли это иметь какой-либо отрицательный эффект для государств, подписавших такие соглашения?
- Высказывать свое мнение может каждый, главное - двигаться вперед. Конечно, желательно, чтобы мы все вопросы решили в пятистороннем формате, тогда не было бы необходимости заниматься двусторонними встречами. Однако пятисторонние встречи уже на протяжении 10 лет практически не дают результатов, а жизнь продолжается, ее развитие требует, чтобы раздел Каспия получил свое юридическое право на осуществление. Поэтому прикаспийские государства пошли на двусторонние контакты, не нарушая при этом принципа общности. И здесь не стоит обвинять государства, решающие свои проблемы на двусторонней основе. За этим нет чьей-либо попытки отрезать себе большую часть пирога. Главный принцип - природный. То есть если что-то дано природой тому или иному государству, то из этого и надо исходить. Скажем, дано Казахстану 30%, и никуда от этого не денешься, это природа так распорядилась. И Россия стоит на принципах не арифметического деления, что всегда может быть оспорено, а на природных.
- Позиция Ирана идет вразрез со всем остальными прикаспийскими государствами. Как по вашему, есть ли надежда на изменение этой ситуации?
- Во-первых, нельзя весь Иран отождествлять с отрицательным отношением к решению каспийской проблемы. Я считаю, что в Иране есть политики, которые понимают, что необходимо двигаться вперед. В последнее время это действительно происходит. Последнее заседание рабочей группы показало, что иранское руководство стремится к гибкости и практичности. При этом в Иране есть оппозиционные силы, которым нужно себя проявить. Удобной темой для этого становится каспийская проблематика, что мешает нынешнему руководству Ирана искать компромиссные решения.
- Претерпевает ли сегодня изменения позиция Туркмении?
- Все государства обращаются к Туркмении с тем, чтобы двигаться вперед. На предыдущей встрече рабочая группа пришла к согласию и приняла решение о проведении двусторонних контактов Туркмении с Казахстаном, Азербайджаном и Ираном. Мы ждем начала этих переговоров с большим нетерпением.
- На Каспии прошли крупномасштабные военные учения ВМС России, где принимали участие представители Казахстана и Азербайджана. Имеет ли значение данное мероприятие для безопасности Каспия в будущем?
- Прежде всего это мероприятие имеет огромное значение для России. Учения - это нормальный процесс. Меня удивляет, что, когда начинаются военные учения, многие считают, что это демонстрация готовности к войне. Это неимоверная глупость, которая раздувается сознательно. Россия четко обозначила свои задачи относительно каспийских учений. Они абсолютно мирные и связаны с мирным Каспием. Я считаю, что чем сильнее и мобильнее будет сегодня каспийская флотилия, тем больше уверенности, что в Кавказском и Каспийском регионах можно гарантировать стабильность и мир. Кроме того, сегодня нельзя отделить безопасность от экономики и политики. Поэтому, когда мы говорим о юридической ясности на Каспии, это как раз вопросы стабильности, экономики, политики. Определение статуса - это комплексная юридическая задача, которая дает ответы на все вопросы во взаимоотношениях пяти прикаспийских государств.
- Скоро начнется строительство основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Позиция России остается неизменной по этому вопросу или она пересматривается?
- Кто решил строить этот нефтепровод, пусть строит. Россия сегодня никому уздечку на шею не набрасывает, ни одной нефтяной компании. Каждая компания развивается самостоятельно с учетом своих интересов. И это правильно. А государство должно следить, чтобы взаимоотношения нефтяных компаний с государством были цивилизованными и законными, в полном объеме отвечающими законодательным актам на территории России. Поэтому когда подтвердится практическая эффективность этого трубопровода, я думаю, не только "ЛУКОЙЛ", но и другие нефтяные компании пойдут туда.