Белорусский президент Александр Лукашенко в минувший понедельник фактически предпринял мощную пиар-акцию против своего российского коллеги Владимира Путина. Причем резкость его высказываний в отношении известных путинских предложений по объединению двух государств приобрели особую выразительность в силу того, что прозвучали они на российской же информационной площадке - прямой эфир Лукашенко предоставил канал НТВ. Кстати, за последние полгода это второе появление белорусского лидера "вживую" на четвертой кнопке. Но на этот раз "старыми связями" с каналом Лукашенко воспользовался, похоже, по собственной инициативе - после того как из самой Белоруссии ему не удалось донести до ушей Путина свое негодование: практически за все время после 14 августа, когда во время визита Лукашенко в Москву известные российские предложения по объединению были озвучены впервые, Путин вплоть до своего официального послания Минску ни разу не возвращался к этой теме.
Впрочем, какой-либо реакции со стороны Кремля не последовало и на этот раз. Тем более что Лукашенко, по сути, признался, что его выступление на НТВ - это ответ на те "две пиар-акции" - так Лукашенко назвал выступление Путина 14 августа на пресс-конференции во время визита белорусского батьки в Москву и путинское послание. Отчасти он прав: содержание путинского послания, прежде чем лечь на стол Лукашенко, действительно было широко раскручено российскими СМИ, в том числе и на телевидении.
Но если Лукашенко имел целью досадить Путину и вывести из равновесия "в отместку" за 14 августа, то это ему вряд ли удалось. Действительно, эмоциональные высказывания главы государства, даже если они прозвучали на российском телевидении, вряд ли достойны обсуждения официальной властью, тем более что они не несут ни малейшего конструктивизма. Хотя Лукашенко декларирует, что выступает за "третий вариант" - т.е. за продолжение работы в рамках подписанного им с экс-президентом России Борисом Ельциным Союзного договора, тон его высказываний таков, что впору заводить речь о сворачивании всех устремлений к какому-либо объединению. Ибо Лукашенко прекрасно известно, что этот "третий вариант" как раз больше всего и не устраивает Путина.
И все же, как представляется, главная цель предпринятой белорусским батькой пиар-эскапады заключается в другом. Лукашенко вновь хочет перевести стрелки на Россию и создать видимость того, что противники объединения двух стран находятся именно там.
Правда, на этот раз он указывает их не столько в российском политическом истеблишменте, сколько среди экономической элиты государства. Дескать, именно после того, как у него состоялись личные встречи с российскими нефтяными и газовыми магнатами, где он объявил о стоимости предприятий, четко дав понять олигархам, что бесплатно никто никому ничего отдавать не намерен, они и начали давление на Путина. Если оставить на совести белорусского лидера эту политическую составляющую в экономическом "блоке" его обвинений, то очевидно, что Лукашенко не отказался от элементарного шантажа во взаимоотношениях с российскими олигархами. Он, например, ясно дал понять, что не намерен спешить давать разрешение "Газпрому" приватизировать газотранспортные сети в Белоруссии. Лукашенко заявил, что "Газпром" должен был поставить газа 30 млрд. кубометров, а сегодня он поставляет только 18 млрд., то есть не выполняет договор, а требует отдать объекты собственности.
На что в "Газпроме" "НГ" заметили, что упрекать компанию в невыполнении договоров с Белоруссией в данной ситуации как минимум некорректно. Задолженность Минска за российский газ превышает сейчас 200 млн. долл. Причем тенденция к ее увеличению сохраняется. Поэтому вполне естественно, что "Газпром" настаивает на погашении долгов тем или иным способом...
Странными выглядят намеки Лукашенко на то, что он может появиться на российской политической сцене в ходе предложенных Путиным выборов в 2004 году (в случае если государства объединятся). "Откуда уверенность в том, что победит именно российский гражданин?" - всерьез вопрошал белорусский батька. Вряд ли это, конечно, означает, что Лукашенко всерьез задумывается о принятии путинского "варианта # 1", содержащегося в его послании. И тем более он не так глуп, чтобы надеяться, будто может победить Путина на этих гипотетических выборах. Но этим Лукашенко дает понять Кремлю, что он не собирается списывать себя со счетов в ближайшие несколько лет. И в этом смысле он действительно досаждает Путину. Хотя тот и продолжает молчать.