Вчера столица Казахстана встречала высокого гостя - с рабочим визитом Астану посетил президент Узбекистана Ислам Каримов. После официальной церемонии встречи своего узбекского коллеги в аэропорту Нурсултан Назарбаев незамедлительно усадил соседа за стол переговоров, чтобы подписать договор об окончательной делимитации казахстанско-узбекской границы.
Завершив процесс юридического описания госграницы, Назарбаев и Каримов сделали сенсационное заявление: Казахстан и Узбекистан в ближайшем будущем намерены интегрироваться в единое государство. О деталях предстоящего объединения лидеры двух стран пока не распространяются, поскольку были заняты "историческим компромиссом" - разграничением спорных территорий.
В результате вчерашних переговоров поселок Багыс, находившийся, по сути, на территории Узбекистана, перешел к Казахстану, так как в нем живут более тысячи казахов. Также казахстанскому государству отошел район Арнасайского водохранилища вместе с плотиной и пятью населенными пунктами, хотя эта территория до сих пор считалась узбекской. В свою очередь, Назарбаев отдал Каримову три населенных пункта в Каракалпакском районе Кызыл-Ординской области, где в основном проживает узбекское население. К Узбекистану также будет относиться и поселок Туркестанец.
В окончательной делимитации границы Астана была заинтересована чрезвычайно. Незаконные переселенцы не только используют казахстанское государство как транзитный пункт на своем пути в Европу, но также довольно сильно подрывают внутренний трудовой рынок Казахстана, который в последние годы стал выгодно отличаться от соседних центральноазиатских стран своей экономической стабильностью. Поэтому казахстанские власти надеются, что с подписанием договора о полной делимитации границы, протяженность которой составляет 2440 км, процесс контроля за незаконно въезжающими в страну узбеками будет ужесточен.
В общем, соседи наконец-то нашли компромисс и как могли навели порядок на межгосударственной границе. Однако удовлетворит ли политическое решение президентов непосредственно самих жителей спорных населенных пунктов и чем впоследствии обернется этот "исторический факт" для народов Узбекистана и Казахстана, предугадать пока сложно.