Монумент Исмаила Сомони в Душанбе -символ таджикской государственности.
9 сентября Таджикистан отмечает одиннадцатую годовщину независимости республики. Срок небольшой, тем более в масштабах всемирной истории. Часть независимых постсоветских государств развивались по "мирному сценарию" становления суверенитета, другие были вовлечены в кровопролитные межэтнические конфликты. В Таджикистане в 1992 г. была гражданская война, которая унесла более 150 тыс. жизней. За ней последовал глубокий экономический и социальный кризис, результатом которого стали миллион беженцев и трудовых мигрантов. И только через пять лет после гражданского противостояния стране удалось достичь мира и национального согласия.
Сегодня одним из главных достижений здесь можно считать достаточно успешное решение проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Моджахеды интегрированы в силовые структуры страны, полевые командиры и духовные лидеры получили министерские портфели, сотни беженцев вернулись на родину. А Исламская партия возрождения получила легальный статус и места в парламенте. Активно развивается пресса. По словам директора Информационного центра Согдийской области Нарзулло Дадабаева, "принятый в 1990 г. закон предусматривает возможность деятельности как государственных, так и негосударственных СМИ. Сегодня в Таджикистане существует около 300 печатных изданий и 20 телекомпаний, большинство из которых - частные. Еще недавно в республике была лишь одна частная радиостанция. На днях их стало уже четыре. Сегодня поражает даже не количество телекомпаний, а программы, которые делают таджикские журналисты. Хотя здесь необходимо отметить, что многие передачи еще недостаточно профессиональны. Правда, "Интерньюс" Таджикистана открыл школу журналистики. Я думаю, что будущее у нашей журналистики есть".
При этом таджикская экономика продолжает оставаться в трудном положении. Ущерб от гражданской войны оценивается в 7 млрд. долларов. Тем не менее в стране начался процесс хозяйственных реформ: реконструируются и возводятся такие объекты, как Рогунская, Нурекская, Сангтудинская ГЭС, Анзобский тоннель, автодороги, ведущие в Китай и Пакистан. При этом до полной экономической стабильности еще далеко.
Как известно, бытие определяет сознание, и экономические проблемы сказываются на социальном положении людей. "НГ" обратилась с просьбой к людям искусства, живущим сейчас в Таджикистане и за его пределами, рассказать о положительных и отрицательных сторонах независимости.
Бури Каримов, академик Международной и Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор, писатель и поэт, живет и работает в Москве - думает о Таджикистане:
- Выше свободы и независимости ничего нет. Для меня независимость - жить в дружбе и согласии и не забывать о своей ответственности. По большому счету настоящей независимости не бывает. Все относительно. Не случайно один из лидеров марксизма-ленинизма сказал: "Равное право, как и всякое право, предполагает неравенство". Отрицательная сторона независимости - развалилась огромная страна, разрушены вертикальные и горизонтальные экономические связи, сотни тысяч людей ищут работу. Гражданские войны, потеря доверия народа к власти. Положительная - это возрождение языка, культуры, возможность самим определять будущее страны. На мой взгляд, надо объявить благополучие семьи национальной идеей и строить сильное гражданское общество. В этом независимость как раз помогает. Надо дорожить свободой, чтобы ее не потерять, - для этого необходимо постоянно работать.
Толиб Шахиди, композитор, народный артист Таджикистана, лауреат Государственной премии им. Рудаки, живет и работает в Душанбе:
- Мне трудно ответить на этот вопрос как человеку от искусства. Как гражданин своей страны, разумеется, я горд обретением независимости нашим народом. Таджикистан - часть цивилизованного мира, появившаяся не на пустом месте. Но я за то, чтобы делать новейшую историю, всячески поддерживая президента молодой страны. Мы очень гостеприимны к тем, кто покинул родину в самые трудные дни, и это хорошо. А вдруг они возвратятся? Но хочется немного тепла и внимания к тем, кто остался.
Салим Аюбзод, журналист Радио "Свобода", писатель (автор книги "Таджики в XX веке"), живет и работает в Праге:
- Тогда, 11 лет назад, когда бывшие советские республики в одночасье стали называться новыми независимыми государствами, многие в Душанбе с ухмылкой называли эту независимость легкой, упавшей с неба на головы таджиков. Приводили примеры из мировой истории, когда многие народы за свою независимость заплатили кровью. Через год была война. Ее называют гражданской, с чем я лично категорически не согласен. Это была война за независимость. В одной газете был заголовок "Плата за независимость". Да, это была плата за независимость. Трудный мир научил таджиков ценить друг друга. Поэтому самое главное, что было приобретено за годы независимости, - это национальное самосознание и признание права оппозиционной мысли на существование. Сознаю, что все это на фоне огромных экономических и социальных трудностей.
Барзу Абдураззаков, режиссер, заслуженный артист Таджикистана, живет и работает в Ходженте:
- Я всегда хорошо относился к независимости и вообще к самостоятельности людей. За эти годы мы не только приобрели, но и потеряли. Мы перестали ждать, что кто-то придет и что-то сделает за нас. В области искусства мы, к сожалению, и сейчас многое теряем. При этом в стране есть люди, которые из последних сил стараются служить искусству, работать для будущего страны. У нас много талантливых детей, которые станут знаменитыми. Мы хотим, чтобы наше будущее было светлым. Потому что жить с ощущением "чурки" не хочется. Я всегда говорю, надо перестать быть "чуркой". Мне очень обидно, когда меня или тех, у кого такая же кровь, как у меня, называют "чуркой". Мне очень стыдно, когда я слышу, что "они" заполонили Россию. Но я надеюсь, что пройдет время и мы тоже сможем заявить о себе как о красивой, умной, симпатичной нации. И тогда будет стыдно называть нас "чурками".
Валерий Ахадов, режиссер, народный артист Таджикистана, заслуженный артист России, живет и работает в Москве:
- Все, что происходит в мире, проходит через тебя и твою семью. Каждый народ, если он того хочет, заслуживает независимости. Что же касается искусства, то здесь тоже большие потери. Большинство деятелей искусства фактически находятся в вынужденной неполитической эмиграции. Если бы экономика позволяла снимать кино в Таджикистане, наверное, раздумий на этот счет не было бы. Но пока я не вижу для себя возможности вернуться в Душанбе. А без кино я тоже не могу жить. Есть и положительные стороны независимости. Приятно, когда у твоей страны есть флаг, гимн, Конституция, свои законы.
Галина Пулатова, актриса, живет и работает в Польше:
- Мне трудно сказать, ведь я уже много лет живу за границей. Конечно, сегодня для людей открылось больше возможностей. Они могут свободно путешествовать, правда, далеко не все. Многие уезжают из Таджикистана для того, чтобы заработать. К этому их подталкивает тяжелое экономическое и социальное положение в стране.
Музаффар Бурханов, народный артист Таджикистана, лауреат Госпремии Таджикской ССР, живет и работает в Польше:
- С обретением независимости Таджикистан потерял международное искусство. Конечно, война на время испугала людей, но до сих пор из-за экономических трудностей артисты, люди искусства не могут вернуться домой. А ведь у нас был лучший театр. Сегодня я служу польскому искусству. А Таджикистан от этого ничего не имеет. Я всю жизнь готовился, чтобы служить своей стране. Но не получилось.