Вчера в Кишиневе в российском посольстве завершился очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию. Он проходит в пятиформатном режиме при посредничестве экспертов ОБСЕ, России и Украины. Главное, ради чего происходят встречи, - это обсуждение проблемы объединения страны по принципу федерализации, идея которой была предложена ОБСЕ в Киеве в начале июля.
К слову сказать, в этом смысле время для возобновления переговорного процесса было выбрано, возможно, не совсем удачно: в Молдавии только что отметили 11-ю годовщину независимости, а в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) 12-ю годовщину независимости готовятся отметить 2 сентября, причем в Тирасполе состоится военный парад. По обе стороны Днестра реют праздничные флаги двух договаривающихся сторон, звучат гимны, возлагаются венки и цветы к национальным святыням, которые, разумеется, для левого и правого берегов разные. А ведь если стороны надеются прийти к решению об объединении в одну страну, то вопрос, чей флаг и гимн будут приняты "за основу", далеко не праздный.
Впрочем, до этого, похоже, еще далеко. Вчера представители делегации непризнанной ПМР заявили, что для федерализации страны нужно сначала официально признать Приднестровье территориально-государственным образованием, и уже на основании этого начинать выстраивать федеративную архитектуру между правым и левым берегами. В то же время, не отвергая сам принцип создания молдавской федерации, тираспольские лидеры намерены выработать собственный проект подобного движения навстречу друг другу, тогда как представители Кишинева предлагают принять уже имеющийся документ за основу и начать его постатейное обсуждение.
По оценкам наблюдателей из Кишинева, переговоры вообще проходили очень сложно. Один из посредников сообщил "НГ", что "стороны цеплялись буквально за каждую запятую" и "о каких-то компромиссных решениях на настоящем этапе приходится только мечтать".
В это же самое время свою точку зрения высказал заместитель помощника госсекретаря США Стивен Пфайфер. Оценивая проект соглашения, выработанный ОБСЕ как "важный вклад в решение приднестровской проблемы", он при этом оговорился, что поддержка документа со стороны Вашингтона не означает, что США становятся участниками переговорного процесса, но счел нужным напомнить, что позиция России и США по этому вопросу была согласована ранее.
Трудно сказать, чего в этом заочном посредничестве больше - искреннего участия или заинтересованности в скорейшем выводе из Приднестровья российских войск. Во всяком случае, Пфайфер заметил, что после завершения вывода своих войск из Приднестровья Россия может участвовать там в миротворческих силах в составе формирований ОБСЕ.