Уже неделю в Киеве находится секретарь Совета национальной безопасности и обороны Грузии Тедо Джапаридзе. Согласно хорошо отредактированной официальной информации, грузинский гость приехал поговорить с президентом Украины Леонидом Кучмой и министром иностранных дел Анатолием Зленко. Поразительно, но тема бесед, которые длились почти неделю, никому не известна. По словам пресс-секретаря посольства Грузии на Украине Екатерины Джаошвили, визит никоим образом не связан с обострением грузино-российских отношений, поскольку он планировался задолго до событий вокруг Панкисского ущелья. Однако в Грузии целью визита объявлено развитие грузино-украинского сотрудничества в сферах обороны и безопасности. В Тбилиси не исключают, что речь на переговорах Тедо Джапаридзе с украинским руководством идет о перспективах подключения Украины к созданию в Грузии надежной системы противовоздушной обороны.
Украинские эксперты считают, что грузинская сторона, по понятным причинам не желающая предавать огласке свои планы, обсуждает проблему разгорающегося конфликта в более широком плане. При этом, по мнению директора киевского Центра мира, конверсии и внешней политики Александра Сушко, "вряд ли речь идет о военном сотрудничестве как таковом". Секретарь Совета нацбезопасности Грузии, видимо, просит у украинских властей прежде всего политической поддержки и, по мнению Александра Сушко, "как минимум нейтралитета Украины в российско-грузинском конфликте, а в лучшем случае - положительного нейтралитета", т.е. негласной поддержки Киевом позиций Тбилиси.
Но вряд ли грузинская сторона дождется от стратегического партнера ожидаемых заверений. "Украина стеснена в своей внешней политике вообще и на Кавказе в частности, - отметил эксперт. - Возможности Киева в реализации его лидерской миссии, в том числе в рамках ГУУАМ, ограничены политическим давлением России". Президент Кучма ощущает груз данных российскому коллеге "заверений и обещаний", поэтому Украина не примет чью-либо сторону в конфликте. Киевские чиновники ограничиваются общими фразами о соблюдении международного права и поисках компромисса. По крайней мере, о таком развитии событий может свидетельствовать окруживший украино-грузинские переговоры информационный вакуум: и той, и другой стороне неловко признать вслух собственную зависимость и несамостоятельность.
Киев