- Генеральный штаб Вооруженных сил Украины возглавил генерал-полковник Александр Затынайко. Что изменится в связи с этим назначением?
- Александр Затынайко уже имеет опыт руководства Генштабом: он занимал эту должность в 1996-1998 годах, однако в силу определенных причин был смещен и руководил войсками Южного оперативного командования. Кстати, его "сменщиком" в Генштабе стал нынешний министр обороны Владимир Шкидченко. Возвращение Затынайко нужно рассматривать с учетом того, что сегодня в высших эшелонах Вооруженных сил Украины сложился дефицит квалифицированных кадров. Если государство выполнит свои обещания относительно двукратного увеличения финансирования армии - оперативная подготовка войск станет более качественной.
- Вы говорите о дефиците профессиональных командных кадров в ВС Украины. Почему в стране образовалась нехватка опытных военачальников?
- В первую очередь из-за многочисленных и не всегда оправданных отставок, широко практикуемых после связанных с армией инцидентов. Печально, но стрелочниками в этих ситуациях, как правило, становились люди в погонах. Образовались некие ножницы: финансирование боевой подготовки осуществляется в крайне урезанном варианте, а задача ставится - провести то или иное мероприятие едва не любой ценой. В результате в последние три года участились трагические происшествия. Но, вместо того чтобы заниматься устранением причин, наказывали "крайних". Так, в 2000 году после попадания ракеты в жилой дом в Броварах с должности командующего Ракетными войсками и артиллерией пришлось уйти генералу Владимиру Терещенко, которого считали одним из самых перспективных командующих. После того как зенитно-ракетный комплекс С-200 сбил гражданский Ту-154 над Черным морем, подал в отставку молодой и способный эффективно работать командующий войсками ПВО генерал Владимир Ткачев. Из военного ведомства ушел и экс-начальник Генштаба Анатолий Лопата. Кстати, еще в 2000 году в связи с критикой в свой адрес военное ведомство покинул замминистра обороны по вооружению Анатолий Довгополый, которого серьезно рассматривали как потенциального гражданского министра обороны Украины. Список этот можно продолжить. Возьму на себя смелость сформулировать тенденцию: системной кадровой политики в высших эшелонах национальной армии не существует.
- Состоявшаяся в августе отставка главнокомандующего ВВС Украины Виктора Стрельникова также находится в этом ряду?
- Фигуру, адекватную уровню генерала Стрельникова, подыскать сложно. Он прилагал колоссальные усилия, чтобы поднять престиж военно-воздушных сил. Буквально в конце прошлого года генерал Стрельников предупреждал об опасности недофинансирования войск и военной авиации в частности. Только сейчас, после трагического происшествия, к его предостережению прислушались┘
- Секретарь Совбеза и обороны Украины, глава госкомиссии по расследованию причин львовской трагедии Евгений Марчук не исключил, что кадровые перестановки в связи с авиакатастрофой продолжатся. Спрогнозируйте, какие это могут быть ротации?
- На мой взгляд, все основные отставки и назначения в армии уже произошли, поэтому ничего экстраординарного ждать не стоит. Вероятно, Евгений Марчук имел в виду перестановки в военно-воздушных силах. Здесь не все еще окончено, поскольку могут быть какие-то изменения после завершения расследования обстоятельств трагедии на "Скнылове".
Кроме того, не исключаю, что военное ведомство будет активнее комплектоваться гражданскими кадрами.
- Можно ли предположить, что стремление власти продемонстрировать перед выборами президента более жесткую линию поведения негативно влияет на боеспособность ВС, способствуя кадровому ослаблению армии? В какой степени политические процессы влияют на положение дел в армии?
- Деструктивное воздействие на армию оказывает в первую очередь продолжительное отсутствие финансирования боевой подготовки. Не исключено, впрочем, что не последнюю роль играет и политический фактор.
- 13 августа президент подписал указ, в соответствии с которым с будущего года финансирование армии должно быть увеличено вдвое. ВС действительно не хватает денег или же это результат деятельности пресловутого "военного лобби"?
- Печальные обстоятельства, которые послужили толчком для подписания указа, слишком очевидны, поэтому говорить о лобби я бы не стал. Кроме того, указ главы государства вписывается в контекст принятого Украиной стратегического решения двигаться к членству в НАТО. В этом смысле логично поручение президента - обеспечить финансирование мероприятий Минобороны, предусмотренных государственной программой сотрудничества Киева с альянсом до 2004 года. С другой стороны, у нас сложился серьезный дисбаланс военного бюджета: в то время как в развитых государствах не более половины военных расходов идет на непосредственное содержание армии, на Украине эта цифра колеблется в пределах от 70 до 90%. Почти ничего не остается на закупку нового вооружения, его модернизацию и качественное проведение боевой подготовки. Именно перекос в финансировании приводит к тому, что украинские самолеты все чаще попадают в катастрофы, а зенитно-ракетные комплексы иногда стреляют не туда, куда нужно. Даже удвоенного финансирования недостаточно для того, чтобы полноценно провести весь комплекс военных реформ. Для сравнения: бюджет польской армии, которая почти в два раза меньше украинской, в шесть раз превышает наш военный бюджет.
- Потянет ли скудный госбюджет груз дополнительных расходов на нужды военных? Уверены ли вы, что соответствующие бюджетные статьи будут достаточно прозрачны?
- Когда Вооруженные силы Украины пройдут через обязательное сокращение, можно будет использовать даже меньше средств, нежели расходуется сейчас. А до тех пор - в течение пяти-семи лет - необходимо изыскивать дополнительные деньги для оборонных нужд. Не исключаю, что определенные финансовые ресурсы могут быть предоставлены нашими партнерами из НАТО. Прецеденты уже существуют: участие украинских миротворческих подразделений в совместных учениях финансируется из кармана Североатлантического альянса.
Относительно возможного разворовывания бюджетных средств. На мой взгляд, именно военное ведомство среди украинских силовых структур наиболее открыто для внешнего контроля. Кроме того, об эффективности использования денег можно будет судить по конкретным мероприятиям. Впрочем, есть смысл поднимать вопрос о дополнительном контроле, например, через комитет Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны.
- В последние месяцы звучат обвинения в адрес Леонида Кучмы и ряда чиновников в продаже Ираку радиолокационной станции "Кольчуга" в нарушение санкций ООН. Впрочем, госдепартамент США вскоре заявил, что не располагает достоверным подтверждением таких фактов. Однако сами станции пассивного радиоэлектронного контроля "Кольчуга", которые выпускают на донецком заводе "Топаз", получили дополнительный пиар. И вот результат: по данным украинского МИДа, желание приобрести РЛС "Кольчуга" и 36Д6 изъявили Ангола, Ботсвана и ЮАР. Раскрутка "Кольчуг" достигла истинной цели?
- Как это ни странно, скандал положительно повлиял на имидж "Кольчуги". Мир узнал о существовании такой во многом уникальной техники. Думаю, количество заказчиков на эти станции вскоре возрастет. Более того, стало известно, что "Кольчуга" уже испытывалась некоторыми государствами, которые могут быть потенциальными заказчиками, и, по свидетельствам очевидцев, получила весьма высокие оценки и будет хорошо продаваться.
Киев