На днях в Казахстане побывал глава центрального командования вооруженных сил США генерал Томми Фрэнкс. Только за день до его визита Астану покинула делегация Министерства обороны КНР. Наращивание военного присутствия США в Казахстане все больше волнует Китай, традиционно считавший постсоветскую Центральную Азию зоной своего влияния. И хотя публично свое раздражение по поводу присутствия американских военных на территории западного соседа Пекин пока не выражает, визиты в республику высокопоставленных китайских военных за последние полгода заметно участились. Вот и в этот раз, как сообщают источники "НГ", китайские военные не преминули обсудить с казахстанскими коллегами среди прочих вопросов подписанный недавно Астаной и Вашингтоном меморандум, в соответствии с которым международный аэропорт "Алматы" в чрезвычайных ситуациях теперь будет предоставляться для посадки самолетов антитеррористической коалиции и в первую очередь для самолетов США.
"Беспокойство Пекина вполне обоснованно, ведь сама антитеррористическая операция разрушила всю стратегию Китая, - комментирует ситуацию эксперт "НГ", китаевед, ведущий аналитик казахстанского журнала "Континент" Константин Сыроежкин. - Присутствие американских военных баз в регионе нацелено не столько на противодействие российскому влиянию, сколько на контроль за Китаем, за его ракетно-ядерным потенциалом. Поскольку с учетом близости аэродромов Манаса и Ханабада КНР становится весьма досягаемым для авиации США". "На дипломатическом уровне Китай поддержал США в борьбе с терроризмом, но на неофициальном он достаточно сильно раздражен присутствием американских баз у себя под боком, - считает политолог Досым Сатпаев. - Ведь на самом деле Вашингтон не только усилил свое влияние в Центрально-Азиатском регионе, но и выбил из рук Пекина его давнего стратегического партнера - Пакистан".
По сути, у Китая сейчас имеется только один мощный рычаг воздействия на центральноазиатские государства, в том числе и Казахстан - это рамки Шанхайской организации сотрудничества. В первую очередь рамки экономического плана: многие республики ЦА считают Китай динамично развивающимся государством и прежде всего ждут от него каких-то существенных финансовых вливаний в собственные экономики.
Однако некоторые эксперты склонны предполагать, что прежде всего КНР будет регулировать внутренние проблемы, связанные с решением социально-экономических вопросов, реформированием политической системы и т.д.
Более тесное военное сотрудничество с Казахстаном Китай может начать в двух случаях - при активизации экстремистских сил в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в Китае (то есть почти на границе с Казахстаном) или при начале строительства нефтепровода с Западного Казахстана до Западного Китая. Пока Пекину выгоднее покупать сибирскую нефть, но если все-таки он завяжется с Астаной в нефтяной узел, ему придется более тесно сотрудничать с Казахстаном и в военном плане.