"Лучше плохой мир, чем какая-то война" - такими словами президент Леонид Кучма, побывавший на прошлой неделе с рабочим визитом в Москве, охарактеризовал свое видение развития украинско-российских торгово-экономических отношений. Президент подразумевал перманентно ведущиеся между двумя государствами торговые войны в виде разного рода ограничений на импорт-экспорт, которые только за первое полугодие текущего года привели к почти 30-процентному сокращению двустороннего товарооборота. Впрочем, Леонид Кучма и Владимир Путин, встречавшиеся уже в пятый раз в течение года, снова всего лишь "очертили круг проблем". Решать их поручено правительствам. С этой целью (и, видимо, с нелегким сердцем) в Москву отправляется украинский премьер-министр Анатолий Кинах.
Украинские аналитики загодя спрогнозировали результаты премьерского визита: не подкрепленные документами договоренности о намерении препятствовать торговым войнам, вести сотрудничество в духе добрососедского партнерства, повышать, улучшать и т.д. Плюс - отчет о таких достижениях, как уже заявленное Москвой согласие на предоставление Украине дополнительного перечня объектов в ряде стран, в которых украинская сторона заинтересована получить недвижимое имущество бывшего СССР для размещения своих дипломатических, консульских и торговых представительств. Иными словами, давно беспокоящий Киев вопрос о долгах и активах СССР, несправедливо, по мнению многих украинских политиков, оставшихся за Россией, сдвинулся с мертвой точки. Пока - на бумаге.
Еще одним свершением можно считать заявление о подготовке к запланированному на 7 октября подписанию российско-украинских соглашений по созданию газового консорциума. Речь идет о двух документах - межправительственном соглашении по стратегическому сотрудничеству в газовой отрасли и межкорпоративном документе между РАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины". Планируется, что создающийся консорциум будет развивать газотранспортную систему Украины и управлять ее работой. Возможно также, что премьер-министры двух государств, встретившись в Москве, договорятся об отмене каких-то ограничительных мер в торговле. По крайней мере к этому обязывает готовящаяся к сентябрю уже вторая встреча экономической элиты двух стран.
Что еще? Возможно, Россия в очередной раз пообещает Украине решить социальные, экологические, коммунальные и иные проблемы, связанные с базированием Черноморского флота РФ в Севастополе. Вероятно, Украина снова напомнит о долгах советского Внешэкономбанка украинским гражданам┘
Все. Иных трудовых подвигов от участников межправительственных переговоров никто не ожидает. Но информированные источники утверждают, что за кулисами московской встречи, как всегда, звучат темы более интересные и актуальные, нежели те, что обычно озвучиваются перед телекамерами. Например, вопрос о расширении и упрощении участия российского капитала в украинской приватизации. Есть основания верить тем, кто говорит о заинтересованности украинской стороны в распродаже стратегических объектов российскому бизнесу. Дело в том, что в следующем году Украину ожидает пик выплат по внешнему долгу - заплатить придется 1,6 млрд. долл. в течение года.
Согласно официальным данным, прямой государственный долг Украины по состоянию на конец мая составлял 11,7 млрд. долл., в том числе внешний - 7,98 млрд. При этом в госдолг не включаются обязательства, гарантированные государством, до наступления гарантийного случая. Их относят к так называемому условному долгу, сумма которого достигла уже почти 2 млрд. долл.
Украинские экономисты все настойчивее говорят о том, что бюджет-2002 выполнен не будет, а стабильность гривны удерживается искусственно. Официально известно, что приватизационные планы выполнены примерно на 17%, и до конца года сумма поступлений уже не увеличится существенно. К тому же, как оказалось, правительство вряд ли может уповать на новые внешние заимствования, за счет которых можно было бы погасить старые долги. По крайней мере сегодня ни МВФ, ни Всемирный банк не торопятся подтвердить планы дальнейшего кредитования Украины.
Таким образом, страна снова оказалась на грани неплатежеспособности, что заставляет власти искать любые возможные пути для наполнения бюджета - от усиления фискальных мер до возможной продажи всего, что хоть как-то интересует российский бизнес. И как только эти бизнес-интересы будут удовлетворены, скорее всего закончатся всякие торговые войны между Украиной и Россией. Ведь сам с собой воевать не будешь┘
Киев