- Украина ввела так называемые защитные пошлины на поставки российских автомобилей. Россия не видит реальных причин для принятия таких мер. Дошло до того, что в Москве и в Киеве заговорили о начале "торговой войны", о политической подоплеке происходящего. Что вы думаете по этому поводу?
- Прежде всего хочу высказать обеспокоенность тревожными тенденциями, которые наметились в торгово-экономических отношениях между Украиной и РФ. Ведь именно экономика является краеугольным камнем двусторонних отношений. Россия - наш стратегический партнер, с которым мы имеем Договор о свободной торговле.
Динамика развития внешнеторгового оборота между нашими странами подтверждает это. Так, в 1999 году объем торговли составил 10,4 миллиарда долларов, в следующем вырос более чем на 11% и составил 11,5 миллиарда долларов. В 2001 году он достиг уровня 11,8 миллиарда долларов. За этот период благодаря политической воле президентов наших стран удалось разрешить противоречия в топливно-энергетическом комплексе, определить пути развития взаимного интереса в наукоемких областях, начать реализацию программы развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Главы правительств наших стран подписали меморандум о принципах неприменения специальных мер относительно импорта товара происхождением с таможенной территории сторон. Было дано поручение подготовить новое соглашение о свободной торговле, чтобы окончательно урегулировать существующие противоречия. Благоприятные условия создавались провозглашением текущего года годом Украины в России.
Однако на фоне динамично развивающихся политических процессов между нашими странами товарооборот за 6 месяцев текущего года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,8%, причем поставки продукции украинских экспортеров за этот период сократились на 34,2%. Курс на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества подменивается протекционистскими защитными мерами. Российская сторона ввела специальные пошлины на целую группу товаров традиционного украинского экспорта. Сделано это без доказательств, какой ущерб российской промышленности нанесут украинские поставки, без учета того, что на российском рынке существует дефицит на эту продукцию. Не принято во внимание соответствующее обращение российских потребителей украинской продукции.
Украина могла сделать ответный ход, отказаться, например, от закупок железорудного сырья и коксохимической продукции в России, и это бы привело к крупным экономическим потерям в металлургической отрасли РФ. Пострадала бы вся экономика страны. Украинская сторона на такой шаг не пошла. Наоборот, с учетом достигнутых договоренностей либерализированы ранее примененные защитные меры в отношении российской продукции. Мы рассчитывали на аналогичные шаги с российской стороны, но их не последовало. Более того, нам было предложено "добровольно" ограничить поставки своей продукции на рынок России. Хочется надеяться, что совместными усилиями сторонам удастся остановить очередной виток эскалации применения ограничительных мер, которые могут привести только к дальнейшему снижению товарооборота.
Теперь о поставках российских легковых автомобилей на украинский рынок. В 2001 году на Украину из РФ поставлено легковых автомобилей на сумму более 80 миллионов долларов, что составляет 84,6% от общих объемов поставок этой продукции в нашу страну. В 2000 году импорт этого товара в нашу страну возрос на 52% по сравнению с 1998 годом. Естественно, это негативно сказалось на экономических показателях "Укравтопрома". Поэтому решением Межведомственной комиссии по международной торговле была введена специальная таможенная пошлина в размере 31,7% с 30 июля по 8 декабря сего года.
Консультации по этому вопросу продолжаются, и, по моему мнению, здесь нет никакой политики. Заметьте, полного запрета на продажу новых легковых автомобилей и других российских товаров на украинском рынке нет. Поэтому обвинения в том, что Украина стремится запретительными мерами закрыть национальный рынок для ввоза новых легковых автомобилей "ВАЗ", несостоятельны. "ВАЗы" по-прежнему пользуются на Украине популярностью, в рамках производственной кооперации налажена их сборка в Луцке и в Херсоне, объемы производства постоянно наращиваются.
- После недавнего визита в Киев генсека НАТО Робертсона появилась версия, что через пять лет начнется процесс интеграции вашей страны в Североатлантический альянс. Ранее принципиальное решение на сей счет было принято на заседании Совбеза Украины. Все это тревожит Москву, тем более что в связи с началом процесса вступления Украины в НАТО встал вопрос у судьбе пребывания Российского флота в Севастополе. Как все это может сказаться на российско-украинских отношениях?
- А собственно говоря, что должно сказаться на украинско-российских отношениях? Стремление Украины играть более весомую и активную роль в обустройстве новой архитектуры европейской безопасности? И в чем, как вы утверждаете, заключаются "тревоги Москвы"? В готовности Киева вносить все больший вклад в борьбу с международным терроризмом и занять отвечающее положению и роли Украины место в международной антитеррористической коалиции?
По моему убеждению, готовность Украины найти адекватный ответ новым угрозам и вызовам, для которых не существует ни государственных границ, ни национальных и религиозных различий - терроризму, наркотрафику, нелегальной торговле оружием, вряд ли может вызывать обеспокоенность в России. Более того, можно лишь приветствовать, что после 28 мая исчезла двусмысленность в отношениях между Россией и Западом, а отношения между НАТО, США и Россией приобрели новое качество.
Учитывая, что и для Киева, и для Москвы европейское направление остается приоритетным, интеграция Украины в евроатлантические структуры могла бы лишь способствовать укреплению двусторонних межгосударственных отношений. Что касается деталей реализации евроатлантических устремлений, то каждое из наших государств в меняющемся мире избирает свой путь, наиболее приемлемый и присущий только ему. Для России - это, может быть, углубленное сотрудничество с НАТО, для Украины - интеграция с альянсом. Мы вместе с западноевропейскими партнерами и Россией строим новую архитектуру универсальной безопасности в Европе.
Поэтому я бы не стал противопоставлять процесс интеграции Украины в евроатлантические структуры ни сотрудничеству России и НАТО, ни тем более развитию и укреплению российско-украинских отношений. Все это звенья одной цепи, взаимодополняющие процессы и элементы, из которых будет слагаться новая, более безопасная и предсказуемая Европа - Европа XXI века. Продвигаясь по пути построения универсальной системы европейской безопасности, Украина последовательно предпринимает конкретные шаги для того, чтобы сделать новую Европу стабильнее. И при этом продолжает четко и последовательно выполнять свои обязательства и перед Россией. В частности, и те, которые касаются их базовых Соглашений по вопросам Черноморского флота от 1997 года. Все существенные условия пребывания ЧФ РФ на территории Украины, включая срок (20 лет, то есть до 2017 года), а также принципы (аренда) использования имущества и береговой инфраструктуры Украины четко зафиксированы указанными соглашениями, отступаться или пересматривать которые мы не намерены. Поэтому муссирующийся в российских СМИ вопрос о якобы имеющихся планах пересмотра базовых Соглашений по вопросам ЧФ надуман и спекулятивен.
- На Украине разработан проект закона о реабилитации воинов УПА, их деятельность предлагается рассматривать как борьбу за независимость. МИД РФ направил в Киев протест, в котором выразил надежду, что украинские власти примут меры по обузданию националистических сил. Как вы считаете, вопрос о ветеранах УПА - это только внутренняя проблема украинского государства или мнение российской стороны должно также приниматься во внимание?
- Для украинского народа деятельность ОУН-УПА - трагические, сложные и до конца не прочитанные страницы собственной истории. Это рана, которая уже десятки лет не заживает в душе нашего народа. И очень много зависит от наших историков, политиков, от их умения выстроить духовный мост примирения. Ведь только сейчас мы впервые сумели посмотреть в глубь тех тревожных лет не через призму официальной доктрины, существовавшей в СССР. Есть архивные материалы, документальные сведения о драме, которая в сороковые и пятидесятые годы унесла десятки тысяч жизней.
Да, сегодня возникают сотни вопросов. Что стало причиной зарождения этого движения? Во что это вылилось? С кем сражались бойцы ОУН-УПА? На мой взгляд, бесспорно одно - не было бы войны, которую навязали советской стране фашистские агрессоры, не было бы этих печальных страниц в истории.
Говорят, время залечивает раны. И сейчас думается, самое главное, ориентируясь на установление исторической справедливости, опираясь на общечеловеческие ценности, - занять позицию, которая получила бы широкую народную поддержку. Это ведь вопросы не только политические, но и морально-этические. Их обязательно будут учитывать на новом этапе развития украинского общества. От их решения зависят равновесие в обществе и гражданское единство нации.