В минувшую пятницу в Минске по традиционной "скоротечной" схеме завершился суд над оппозиционной белорусской газетой "Наша свобода" и обозревателем этого издания Михаилом Подоляком. Истцом выступил председатель Комитета государственного контроля (КГК) республики Анатолий Тозик. Суд признал сведения, изложенные журналистом в статье под заголовком "Конфиденциально", опубликованной около месяца назад, "не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию". В части компенсации морального ущерба судья обязал газету выплатить истцу ни много ни мало - 100 млн. белорусских рублей, плюс 5 млн. должен будет выплатить обидевшемуся чиновнику сам журналист.
Это решение суда, по сути, принято в полном соответствии с новыми заявлениями президента Александра Лукашенко, сделанными им на селекторном совещании 25 июля. Совещание было посвящено принятию ударных мер по уборке урожая, и там глава государства поставил прямую задачу министру информации Михаилу Подгайному и генпрокурору Шейману "привести в чувства" оппозиционные издания, которые "постоянно юродствуют по поводу уборочной кампании". "Если вы не сможете, будем делать это вместе, но издеваться над людьми, которые кормят этих негодяев, никому не позволено", - раздраженно пенял им тогда президент. (Позже, выступая на юбилее газеты "Советская Белоруссия", Лукашенко заметил, что "по большому счету ввязываться мне в это не следует, хотя, конечно, надо так немножко, чтобы порядок в стране был, потому что перо - самое страшное оружие".)
Шумные судебные процессы над журналистами в Белоруссии при Лукашенко стали нормой. Только за последние несколько месяцев в тюрьму были отправлены два журналиста закрытой властями гродненской газеты "Погоня" ("НГ" писала об этом), уголовным преследованиям был недавно подвергнут редактор газеты "Рабочий" Виктор Ивашкевич, сразу несколько исков заявлено сегодня против известной в Белоруссии независимой газеты "Народная воля".
Но нынешний вердикт тем не менее представляется беспрецедентным - таких штрафов белорусские газетчики еще не знали: в долларовом эквиваленте "Наша свобода" должна будет уплатить примерно 54 тысячи, около 2700 долларов - "доля" обозревателя газеты. И это решение можно назвать гуманным, поскольку изначальные требования оскорбленного газетной публикацией влиятельного в белорусской чиновничьей элите председателя Комитета госконтроля были ровно вдвое большими. Напрашивается предположение - истец пытался не просто компенсировать нанесенный ему моральный вред, но и "удавить" газету, которая уже давно раздражала власти.
В упомянутой статье говорилось о том, что Тозик якобы неоднократно обращался к президенту "с приватными жалобами на несоответствие Генерального прокурора занимаемой должности", а также что "в одной из записок на имя президента Тозик указывает, что из-за некомпетентности Шеймана прокуратура якобы "спускает на тормозах" многие перспективные расследования, которые готовятся сотрудниками КГК. В исковом заявлении Тозик особо подчеркнул, что опубликование подобных сведений порочит его честь и достоинство и деловую репутацию председателя КГК в глазах не только общественного мнения, но и перед главой государства. Возможно, последнее особенно расстроило чиновника. По словам же обозревателя Подоляка, "сам Тозик к исковому заявлению имеет весьма косвенное отношение и выполняет распоряжение более высшего должностного лица". Кого именно - легко догадаться.
Далее все стало развиваться по известной схеме. Ответчики уже назвали выдвинутые против них обвинения необоснованными, поскольку материал был якобы написан на основе аналитического доклада о ситуации в Белоруссии, созданного российскими специалистами из окружения президента Владимира Путина. Редактор "Нашей свободы" Павел Жук заявил журналистам, что "наш ответ будет адекватным и даже более того: мы будем возвращаться к темам, вызвавшим такую острую реакцию властей". Такая смелость может говорить только о том, что те, под чьей эгидой выходит "Наша свобода", за ценой не постоят. Жук, однако, признал, что решение суда действительно "сильный удар по газете": редакция не имеет никакой собственности, все имущество арендуется.
Сегодня в Минске уже даже не задаются риторическим вопросом, кто будет следующим. Здесь практически не осталось общественно-политических частных изданий, не имеющих проблем с властью.
Минск