В минувшие выходные взаимоотношения Москвы и Тбилиси продолжали обостряться, достигнув критической точки. Грузинская сторона вновь обвинила россиян в бомбардировке приграничных территорий, на что, разумеется, незамедлительно последовало очередное опровержение. Московские политики по-прежнему настаивали на необходимости проведения в Панкисском ущелье как минимум совместной антитеррористической операции, указывая на то, что Грузия как член ООН имеет в этом смысле определенные обязательства, грузины же (устами министра госбезопасности Валерия Хабурдзании) предложили нетривиальный вариант разоружения боевиков в обмен на предоставление им статуса беженцев, заодно неприкрыто угрожая свежеиспеченному кавалеру ордена Мужества чабану Телидзе уголовным преследованием и всяческими карами. Параллельно президент Шеварднадзе привлек к дискуссии американцев: посетившие Тбилиси конгрессмены полностью поддержали своего старинного союзника, не только пообещав продолжать оказывать помощь в подготовке армейских спецподразделений, но и назвав Грузию "примером для стран, переживающих переходный период". По словам руководителя делегации конгрессменов Дэвида Дайера, "Грузия должна решить панкисскую проблему так, как считает необходимым". Кроме того, американцы безоговорочно поддержали "суверенитет и территориальную целостность" союзной страны именно в контексте "российской угрозы". После этого даже дежурные указания на необходимость усиления борьбы с коррупцией не могли испортить грузинскому лидеру ощущения достигнутого в споре с Россией крупного международного успеха.
О том, что это действительно успех, косвенно свидетельствует и несколько смягчившийся тон высказываний источников российского Генштаба, который, по данным Интерфакса, "не планирует операцию в Панкисском ущелье", хотя там и "продолжают находиться крупные подразделения боевиков и иностранных наемников", с которыми, полагают российские военные, грузины "ничего не могут поделать". Впрочем, "руководство Минобороны РФ не теряет надежды, что грузинская сторона воспримет обеспокоенность России, оценит критическую ситуации в Панкиси и активизирует деятельность силовых структур по наведению порядка в ущелье и обеспечению надежного прикрытия российско-грузинской границы".
После этого напряженность в межгосударственных отношениях пошла на спад. Грузины, продемонстрировав свои возможности оказывать давление на Москву руками американцев, решили, что этого пока вполне достаточно, и продемонстрировали лояльность к России, с боем задержав семерых экстремистов, которые после полного разгрома прорвавшейся в Итум-Калинский район банды уходили через границу обратно в Панкиси. И дело, конечно, не в самом факте задержания, а в том, что в ответ на высказанную президентом Владимиром Путиным надежду, что Тбилиси выдаст этих лиц российской стороне, Шеварднадзе сразу же подтвердил соответствующую готовность. Пока, правда, боевики доставлены в Тбилиси, и "с ними ведутся следственные действия", причем задержанные утверждают, будто раньше никогда в Грузии не были. Но тут важно другое: этим задержанием Грузия как бы вполне предметно продемонстрировала, что является надежным членом антитеррористической коалиции. Заодно было заявлено, что в ближайшие дни ожидаются аналогичные инциденты, к которым, впрочем, грузинские пограничники вполне готовы и будут задерживать всех нарушителей границы. Для этого в приграничье перебрасываются дополнительные подразделения. И, кстати, почти сразу же эта информация оправдалась: грузины окружили еще несколько боевиков, с которыми, вероятно, поступят так же, как с предыдущей "партией".
Одновременно Эдуард Шеварднадзе еще раз подчеркнул, что ни в коем случае не даст согласие на какую-либо "карательную операцию" в Панкиси, ибо не сомневается, что выдержать ее "ограниченный характер" не удастся, а значит, будут жертвы среди мирного населения, на что Тбилиси не пойдет ни под каким видом. Однако при этом грузинский лидер пообещал решить панкисскую проблему очень скоро, в течение нескольких ближайших недель: "в решении панкисской проблемы наступит коренной перелом - и местное население сможет спокойно жить", - заявил он вчера, добавив, что силовые структуры страны уже разрабатывают в этой связи соответствующие планы. И хотя в этих планах места для российских структур не предусматривается, "Грузия не признавала и не намерена признавать государственную независимость Чечни и считает ее одним из субъектов Российской Федерации".