Сегодня в Астрахани стартует сбор-поход кораблей Каспийской флотилии. "НГ" уже писала о его целях и задачах, а также о сложившейся вокруг этой акции обстановке. По масштабам нынешние учения беспрецедентны: ничего подобного на Каспии не бывало даже во времена СССР. По уточненным данным, в море выйдет до 60 боевых кораблей и катеров, а их действия будут обеспечивать 30 самолетов и вертолетов, в учебно-боевых операциях примут участие более 10 тыс. военнослужащих. Маневры носят международный характер - в них задействованы азербайджанский минный тральщик и казахстанская эскадрилья боевых самолетов. Впечатляет и продолжительность отработки самых различных задач, которые распланированы вплоть до 15 августа.
Все это наталкивает на мысль, что Кремль стремится к куда более масштабным целям, чем объявлялось ранее (от "встряхнуть моряков" до "запугать осетровых браконьеров"). Истинная же политическая подоплека представляется следующей.
Как известно, споры между пятью "совладельцами" Каспийского моря безрезультатно продолжаются уже более 10 лет. Осведомленный источник "НГ" в администрации российского президента дал понять, что Кремлю надоело возиться с прикаспийскими странами, толкущими воду в ступе по поводу окончательного определения правового статуса Каспия. На саммите, который прошел весной в Ашхабаде, была достигнута договоренность придать встречам регулярный характер и тем самым сформировать новый институт регионального взаимодействия - "каспийскую пятерку". А теперь Владимир Путин явно намерен если не разрубить "каспийский узел" в одночасье, то существенно приблизить данное событие.
Российская схема решения проблемы выглядит следующим образом. На основе консенсуса принимается пятисторонняя конвенция. Смысл ее таков: дно делим, вода общая. Но поскольку подходы государств разнятся, Москва считает возможным продвигаться к цели на основе двусторонних договоров. Наиболее близка к российской позиция Казахстана, а в последние год-два было найдено взаимопонимание и с Азербайджаном. Понятно поэтому, почему боевые силы этих стран, пусть и в минимальном количестве, участвуют в нынешних морских маневрах.
Главным оппонентом России на всех переговорах по Каспию выступает Иран, отстаивающий принцип раздела моря на национальные сектора, - по 20% дна и воды каждому "совладельцу". Тот же принцип в качестве базового еще недавно отстаивала и Туркмения, но в последнее время взгляды Ашхабада изменились и стали сближаться с позициями Москвы. Тем не менее предложение России (оно было сделано всем четырем странам) выделить пару-тройку единиц боевой техники для участия в учениях, президент Сапармурат Ниязов под предлогом того, что учения будут проходить "не в нашем регионе", отклонил.
Любопытно, что Иран предлагает также привлекательную на первый взгляд идею демилитаризации Прикаспийского бассейна. Но разумна ли она с учетом того, что регион является потенциально опасным в отношении международного терроризма, возможных провокаций как против прибрежных объектов, так и судов, курсирующих по морю? Ответ более чем очевиден.
В связи с этим становится понятным истинный смысл начинающихся сегодня учений. Российская "каспийская армада" демонстрацией своих возможностей должна впечатлить Иран и сделать посговорчивее Туркмению в окончательном определении статуса водоема.
Впрочем, Иран был впечатлен уже самой подготовкой к маневрам. Как сообщил "НГ" уже упомянутый источник, Тегеран выражал активную заинтересованность в том, чтобы четыре его боевых корабля взаимодействовали с российскими. Причем эти корабли надо было перебросить из Персидского залива, а проводка могла быть осуществлена только через внутренние речные пути России. "С этим никак нельзя было согласиться, - заметил наш источник, - поскольку фарватеры крупных рек и каналов - это особый режим". Здесь мало лукавства: России совершенно ни к чему способствовать усилению военной мощи Ирана на Каспии. В результате иранцам было предложено участвовать в маневрах имеющимися силами, но те ограничились лишь посылкой наблюдателей. В то же время иранская пресса резко осуждает российскую военную активность на море.
Учения пройдут в два этапа. С 1 по 7 августа в Астрахани состоятся командно-штабные тренировки моряков. А потом в северном и центральном районах водоема в присутствии министра обороны Сергея Иванова начнется отработка практических задач флотилии во взаимодействии с другими войсками. Особое внимание наверняка привлечет "дебют" флагмана Каспийской флотилии - сторожевика "Татарстан", который недавно введен в строй. Посмотреть на это должен приехать и президент одноименной республики Минтимер Шаймиев. Продемонстрируют свои возможности и пограничники, которые вот уже третий год обкатывают здесь новые скоростные катера.
Перечень запланированных операций довольно объемен. Здесь и высадка соединений морской пехоты, и выполнение ракетных стрельб, и аварийно-спасательные работы для эвакуации экипажа судна, получившего повреждения в результате нападения террористов, и отработка операции по борьбе с незаконным ловом рыбы. Будут отработаны мероприятия по защите от нападения на объекты производственной деятельности на Каспии, в частности на нефтяную платформу "Астра". Задействованы даже железнодорожные войска, которые восстановят "разрушенный в результате взрыва" железнодорожный мост. Все это призвано продемонстрировать, что "свое" на Каспии Россия в случае чего защитит, а если попросят, и "чужому горю" поможет.
Прибудет ли на учения их инициатор, президент Путин, пока неизвестно. Но было бы логично, если бы Верховный главнокомандующий "повысил" своим присутствием их статус, подчеркнул их стратегическую и политическую значимость. Кстати, ведь и выборы не за горами, а, как известно, шлемофон летчика-истребителя и пилотка подводника когда-то здорово сработали на повышение авторитета ВВП. И в этом смысле Путин вполне мог бы примерить на Каспии берет морского пехотинца...