В последние дни внимание Вашингтона к Центральной Азии не только явно усилилось, но и начало приобретать любопытные нюансы. Во-первых, Пентагон провел оперативную замену командования авиабазы ВВС США в бишкекском аэропорту "Манас": генерала Кристофера Келли сменил генерал Джордж Патрик. Во-вторых, американский госдеп на прошлой неделе предупредил находящихся в Узбекистане своих граждан о возможности "террористической атаки" в этой стране, где американские военные используют авиабазу в Ханабаде. В сообщении Рейтер по этому поводу говорится, что "американское правительство продолжает получать заслуживающие доверия сведения о том, что некоторые экстремисты планируют новые террористические действия против американских интересов по всему миру, включая Узбекистан". Поэтому "гражданам США следует тщательно взвесить возможные последствия с точки зрения безопасности, прежде чем решить отправиться в Узбекистан". Здесь же сказано, что посольство США в Ташкенте по-прежнему находится под усиленной охраной, и это может побудить потенциальных террористов "искать более доступные цели".
Заметим, что впервые Вашингтон выступил с аналогичными предупреждениями для своих граждан по поводу Узбекистана и Киргизии в сентябре 2001 года во время подготовки операции "Несокрушимая свобода" против талибов в Афганистане. А это означает, что сегодня Вашингтон оценивает ситуацию как столь же тревожную и чреватую тяжелыми последствиями.
Это лишь на первый взгляд может показаться странным. На самом деле компетентные органы центральноазиатских стран также считают вероятность обострения обстановки достаточно высокой. Секретарь Совбеза Киргизии Мисир Аширкулов сказал Интерфаксу, что "главарь Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Джума Намангани жив и готовит новое нападение на страны Центральной Азии", для чего "сейчас собирает до полутора тысяч боевиков с целью вторжения в Ферганскую долину". Ранее, напомним, американские, афганские и таджикские источники сообщали, что Намангани, воевавший в Афганистане на стороне талибов, был убит. Но по сведениям Аширкулова, Намангани и его боевики в настоящее время находятся в труднодоступных высокогорных районах афганского Бадахшана, причем часть боевиков уже переправилась в Таджикистан. В этой связи Аширкулов не исключает, что международные бандформирования и активисты экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир" могут воспользоваться в своих целях нестабильной ситуацией на юге Киргизии. А целью Намангани и его людей, как известно, является свержение властей Узбекистана и установление исламской формы правления в Ферганской долине, где, по их плану, должно быть организовано новое государство-халифат, как в Средние века. Есть данные, что Намангани совместно с "Аль-Каидой" достаточно активно участвовал в подготовке и реализации терактов 11 сентября в США.
В Бишкеке полагают, что киргизская армия, дважды - в 1998 и 1999 гг. - отбросившая отряды ИДУ, и на сей раз сможет самостоятельно отразить возможное вторжение. Интересно, что при этом Аширкулов не исключил участия военнослужащих Киргизии в боевых операциях по уничтожению боевиков ИДУ на территории соседнего Таджикистана. А при необходимости против международных террористов будут задействованы подразделения Коллективных сил быстрого развертывания стран - участниц ДКБ, сказал секретарь киргизского Совбеза.
Проблема, однако, в том, что за последние два-три года общественно-политическая ситуация в странах региона изменилась отнюдь не в лучшую сторону. Заметно возросла активность киргизской оппозиции, усилилось влияние религиозных сил в Таджикистане, о чем с тревогой недавно говорил президент Эмомали Рахмонов. Значительные проблемы продолжают сохраняться в социально-экономической области, растет число малоимущих, а все это в комплексе и в сочетании с бурным демографическим ростом создает хорошие условия для радикальных исламских проповедников и вербовщиков "пушечного мяса" для банд экстремистов. Поэтому озабоченность американского внешнеполитического ведомства отнюдь нельзя назвать преувеличенной. Впрочем, американские военные, дислоцированные на базах в Узбекистане и в Киргизии, в состоянии себя защитить. Чего нельзя сказать о простых людях, в том числе представителях многочисленного русскоязычного меньшинства в этих странах. Десятки, если не сотни тысяч людей могут оказаться в крайне опасной и тяжелой ситуации. Однако пока не чувствуется, чтобы это обстоятельство кого-то в России слишком волновало...