Российская дипломатия не устает повторять, что американское военное присутствие в постсоветской Центральной Азии носит временный характер и американцы уйдут из региона, как только завершится антитеррористическая операция в Афганистане. Вашингтон от комментариев по этому поводу предпочитает воздерживаться, зато очень активно расширяет сотрудничество с центральноазиатскими режимами. После Киргизии и Узбекистана пришла и очередь Казахстана.
Еще в июне Астана и Вашингтон подписали соглашение, по которому международный аэропорт в Алма-Ате предоставляется "в качестве запасного для экстренных посадок и дозаправки самолетов американских ВВС". Хорошо понимая, какую реакцию это может вызвать в Москве, казахстанский премьер (он же министр иностранных дел) Касымжомарт Токаев поспешил отметить, что это не предусматривает появления американских баз на территории республики и речь идет всего лишь о "чрезвычайных ситуациях".
Однако буквально через месяц стало известно, что Пентагон принял предложение казахстанской стороны о возможности поставок в эту страну современной военной техники в рамках программ "Военное образование и обучение" и "Иностранное военное финансирование". Соответствующая договоренность была достигнута в ходе переговоров в США представителей оборонных ведомств двух государств. При этом американская сторона высказалась за увеличение финансовой помощи Казахстану с 2002 г. А с будущего года расширится и подготовка казахстанских военных кадров в элитных военных учебных заведениях США. Кроме того, американцы займутся развитием мобильных подразделений армии Казахстана.
И практически сразу же после этого алма-атинский департамент Комитета нацбезопасности выступил с сообщением об "активизации в городе эмиссаров зарубежных религиозных организаций", в частности, транснациональной исламской партии "Хизб ут-Тахрир", ставящей, как известно, целью установление в Центральной Азии власти единого исламского халифата, а также "Таблиги Джамагат", базирующейся в Пакистане, и некоторых других аналогичных организаций. По словам представителя КНБ, эмиссары этих партий "вербуют молодых людей, которых отправляют на четырехмесячные курсы в Пакистан, где из них под видом обучения положениям "чистого ислама" фактически делают религиозных фанатиков". А это "представляет угрозу национальной безопасности Казахстана".
Понятно, что в таких условиях ни о каком уходе американцев из региона речи быть не может, наоборот, можно ожидать дальнейшего расширения пентагоновского присутствия. Тем более что, по данным компетентных источников, на которые ссылается, в частности, американская "Крисчен сайенс монитор", экстремистские исламские группировки в Афганистане отнюдь не разгромлены окончательно и в настоящий момент приступили к перегруппировке сил. Говорится даже, что небезызвестный руководитель военного крыла "Исламского движения Узбекистана" Джума Намангани (Ходжаев), о гибели которого неоднократно сообщалось ранее, на самом деле жив и формирует новые отряды. Цель, как и два и три года назад, - попытаться прорваться в Ферганскую долину Узбекистана и свергнуть Ислама Каримова. Кроме того, исламисты хотят сделать своей новой мишенью места дислокации военнослужащих стран НАТО в Киргизии и Узбекистане. Об этом американские и узбекские контрразведчики судят по факту резкой активизации обмена шифровками между различными боевыми отрядами исламистов и по тому, что приказы боевикам продолжают в ряде случаев отдаваться от имени самого Намангани.
Таджикистан, еще недавно демонстрировавший оптимизм, также сильно обеспокоен. Как сообщил замначальника погранведомства этой страны Нуралишо Назаров, на афганском берегу Пянджа и в некоторых других приграничных регионах, в частности, вблизи Бадахшана, вновь отмечается активизация групп боевиков. Душанбе вынужден приступить поэтому к очередному этапу укрепления границы. Тревожные данные о действиях исламистов имеются и у спецслужб Киргизии. И не случайно "лидеры многих стран региона постоянно шлют тревожные сигналы во все заинтересованные инстанции о том, что здесь идет активная перегруппировка сил различных экстремистских группировок. Аналитики, со своей стороны, прогнозируют на ближайшее время эскалацию напряженности во всей Центральной Азии, а также обозначают этот регион как один из наиболее вероятных направлений антитеррористической кампании, возглавляемой администрацией США".
Как видим, американская администрация охотно и оперативно откликается на эти призывы о помощи. Более того, по мнению известного пакистанского эксперта Ахмеда Рашида, "эта деятельность заставляет Белый дом обратить самое пристальное внимание на происходящее в Средней Азии с точки зрения не только обеспечения безопасности своих контингентов, но и пересмотра общих планов проведения антитеррористической кампании, изначально больше ориентированных на Ближний Восток". Но это, конечно, дело будущего. А пока американцы начали ударными темпами возводить вокруг своего посольства в Ташкенте четырехметровую бетонную стену.
Однако очень сомнительно, что военно-силовые операции способны разрешить проблему. И это понимают сами американцы. На недавних слушаниях в конгрессе помощник министра обороны США по международным вопросам сказал, что главную угрозу безопасности ЦА представляют прежде всего "социальные и политические проблемы". А уже цитировавшийся Ахмед Рашид утверждает, что многие проблемы безопасности нельзя будет разрешить, поскольку "основная причина зарождения исламского экстремизма в странах Центральной Азии связана с тем, что в этих странах находятся у власти политики с диктаторскими замашками, не желающие никаких перемен и думающие исключительно о сохранении своей личной власти", а не о реформе общества и социально-экономической сферы. Но вот сумеют ли американцы реформировать не только силовые структуры, но и весь общественно-политический и экономический уклад огромного региона - большой вопрос. Между тем именно от ответа на него зависит по большому счету судьба антитеррористической операции в целом.