-Юлия Владимировна, нет ли у вас ощущения, что украинская оппозиция уже проиграла борьбу за власть: ключевые посты в высших органах власти распределены между соратниками президента, некоторые "оппозиционеры" перешли на сторону ваших противников, а инициативы о начале импичмента президента потерпели фиаско. Что дальше?
- Я твердо убеждена: то, что празднует сегодня власть, - не победа. Да, насилием, шантажом, запугиванием, "покупкой" депутатов власти удалось добиться формирования в Верховной Раде пропрезидентского большинства, несмотря на то что народ на выборах проголосовал не за нынешний режим, а за оппозиционные силы. Да, подневольное парламентское большинство уже утвердило ряд решений о назначении на руководящие должности людей из окружения Леонида Кучмы. Ну и что? Это временный реванш. Все эти люди во главе с украинским президентом настолько оторваны от реальности, от общества, что их властная пирамида ни на что не опирается, она просто висит в воздухе. О стабильности и прочности такой конструкции власти говорить, наверное, не стоит. Я бываю в регионах и вижу, что люди уже не просто возмущены или расстроены тем обстоятельством, что власть грубо проигнорировала результаты их волеизъявления. На фоне всеобщей нищеты произвол властей еще больше унижает, и в обществе зреет агрессия, направленная против тех, кто сегодня празднует победу.
Конечно, я понимаю, что в сегодняшней Украине невозможно провести ни импичмент, ни референдум о недоверии президенту, поскольку вся власть сконцентрирована в руках самого президента, и она имеет репрессивный характер, строится на страхе. Но, с другой стороны, в Украине сложилась ситуация, когда обществу уже нечего бояться - хуже быть не может. И появились политики, которые способны возглавить и повести за собой народ, чтобы принудить Леонида Кучму добровольно сложить с себя полномочия президента и дать путь совершенно другим политическим силам, которые готовы строить принципиально другую Украину.
- Вы призываете к революции?
- Нет, я призываю к консолидации и ненасильственному, мирному отстранению правительства от власти.
- Не помешает ли осуществлению этой идеи внутренняя конкуренция в среде оппозиционных сил, как это почти всегда было раньше? Кого вы причисляете к украинской оппозиции?
- Объединиться могут Соцпартия Александра Мороза, блок (или часть блока) "Наша Украина" Виктора Ющенко и партии, входящие в наш блок ("Батькивщина", УРП, УСДП), а также, не исключено, Компартия Петра Симоненко. Да, ранее консолидации наших усилий препятствовал ряд факторов, в числе которых, в частности, и отсутствие достаточного опыта оппозиционной политической работы, и организационные проблемы. Но к сегодняшнему дню власти сделали очень многое, чтобы сплотить против себя и общество, и здоровые, хотя и разновекторные политические силы. Поэтому у нас гораздо больше шансов на успех.
- В последнее время вы часто бываете за рубежом. Не связано ли это с поисками внешней поддержки украинской оппозиции?
- Действительно, я очень активно осуществляю международные контакты нашей партии с партиями других стран, общаюсь и с официальными властями, и с оппозицией в других государствах. Цель только одна - я хочу, чтобы наша политическая сила была понята нормальными цивилизованными государствами, чтобы миром были четко осознаны наши цели и методы, с помощью которых мы хотим их достичь.
Что касается внешней поддержки┘ Я думаю, что мысль, постоянно навязываемая украинскому обществу, о том, что какой-то иностранный "добрый дядя" однажды примчится решать наши внутренние проблемы, не только ошибочна, но и опасна. До тех пор пока сами украинцы не создадут условий для прихода честной власти, не построят нормальные партнерские отношения между обществом и властью, ничего в стране не изменится, никто за нас ничего не сделает. У других стран - свои проблемы.
- В украинском политическом истеблишменте уже много лет бытует мысль о том, что огромное внешнее влияние на развитие внутренних политических процессов оказывает Россия. Недавно оппозиция озвучила эту мысль в связи с подписанием соглашений о создании международного газового консорциума┘
- Я бы сказала, что в данном случае мы стали свидетелями покупки Леонидом Кучмой входного или въездного билета в другие страны. Украинский президент - человек, которого после "кассетного скандала" мир не принимал, он никуда не ездил, в Киев никто не приезжал. По сути, нашему президенту никто не хотел подавать руку. И сегодня Леонид Данилович пытается "откупиться" от этой позорной роли, торгуя национальными интересами Украины, как это было в случае с консорциумом. Другие страны решают, принимать эту плату или нет, исходя из своих национальных интересов. Но в любом случае я не думаю, что, получив "украинскую трубу", лидеры этих государств начнут уважать Кучму.
- Почему вы критикуете сам проект, ведь, насколько известно, украинские газопроводы нуждаются в серьезной модернизации, а в украинском бюджете нет денег на такие расходы, и консорциум, помимо прочего, может стать источником финансирования необходимых, но дорогостоящих работ?
- Это - официальные заявления чиновников, которые, говоря такие вещи, прячут глаза. Я работала в правительстве Виктора Ющенко вице-премьером по вопросам ТЭК и не хуже этих чиновников знаю: газотранспортная система Украины ежегодно приносит 2,5 миллиарда долларов выручки. Для того чтобы инфраструктуру содержать в идеальном техническом состоянии, необходимо примерно 500 милионов долларов в год. Все остальное - это прибыль. И если бы наши чиновники меньше воровали из казны, то не могло бы быть и речи о ненадлежащем техническом состоянии газотранспортной отрасли. Эти разговоры - нонсенс. Но воровать удобно - точно так же, как удобно плакаться на бедность, прикрывая этими стенаниями продажу объекта, стратегически важного с точки зрения национальных интересов и весьма привлекательного с точки зрения бизнеса.
Что еще говорят чиновники? Что, дескать, нужно сдавать газопровод России, иначе она построит другую ветку, в обход Украины. Очередная глупость. Можно ли поверить, что умные и прагматичные люди в российском руководстве "из принципа" вложат десятки миллиардов долларов в проект, сверхцель которого - досадить Украине? Чушь. Россия строит новую транспортную магистраль через Белоруссию и Польшу, чтобы получить возможность транспортировать дополнительные объемы газа, которые будут добываться на ямалском газовом месторождении. Подчеркиваю: дополнительные объемы к тем, которые сегодня уже экспортируются Россией на Запад.
Поэтому никакой экономической необходимости в создании объявленного Кучмой консорциума нет. А чиновники, которые рьяно обосновывают эту идею, по сути, выступают против интересов своей страны. И вся эта ситуация как нельзя лучше иллюстрирует продажность тех, кто смеет называться украинской политической элитой┘
- Начала смены элит, вероятно, следует ожидать осенью, когда, как прогнозируют многие политологи, состоиvтся отставка нынешнего правительства? Кстати, говорят, что оппозиция намерена взять реванш, сформировав свое правительство, во главе которого могли бы стоять Виктор Ющенко или вы. Соответствует ли все это действительности?
- Я думаю, что к осени, когда начнется подготовка к зиме - топливно-энергетический комплекс, сбор урожая, провал бюджета и соответственно уровень жизни людей, - все будет настолько неприглядно, что Леонид Данилович вынужден будет в очередной раз на кого-то списать "просчеты". Поэтому отставка правительства неизбежна. Но это не означает смены политической и экономической тактики и стратегии Кабмина, ибо задает ее не премьер-министр, а президент. Посему будущая отставка Кинаха - не более чем обычные кадровые рокировки на уровне канцелярских работников, а не политическое событие.
Именно поэтому я не вижу никакого смысла в том, чтобы участвовать в очередном распределении портфелей. На мой взгляд, мягко говоря, не очень целесообразно многократно наступать на одни и те же грабли, совершать те же ошибки, получать те же удары. И я, и Ющенко работали в правительстве. Мы с ним вместе попытались строить совершенно новую для Украины политику - цивилизованную, честную, открытую. Но в конечном итоге Леонид Кучма однозначно "объяснил" нам, что ему такая политика не нужна. Поэтому президент отправил наше правительство в отставку. И я глубоко убеждена, что с тех пор ни взгляды, ни убеждения президента не изменились. Так зачем еще раз идти на то же место, чтобы снова убедиться, что наши стандарты неприемлемы для Кучмы, что в созданных им условиях нормально работать невозможно? Я считаю, что этот путь только отвлекает оппозицию от реальной и правильной цели - как можно скорее провести досрочные выборы президента.
- Вы считаете, что президентские выборы могут состояться досрочно?
- Я не исключаю такого варианта развития событий. Мы приложим все усилия для того, чтобы выборы состоялись досрочно, но если нам по каким-либо причинам не удастся этого добиться, то мы будем бороться за власть в 2004 году.
- На сегодня оппозиция уже определила единого кандидата для участия в президентских выборах?
- Окончательные решения принимать рано. Но если Виктор Ющенко достойно, честно и патриотично пройдет период, оставшийся до президентских выборов, то наша команда поддержит его кандидатуру. А если мы увидим, что команда Виктора Андреевича не сможет защитить Украину, то мы будем идти к власти самостоятельно. Хотя наличие единого кандидата, безусловно, облегчит достижение победы. Претендент должен доказывать свое право претендовать на эту высокую должность последовательностью и решительностью своих действий, ответственностью перед народом.
Киев