- Аскар Акаевич, вы объявили нынешний год в Киргизии годом прав человека. Одновременно парламент республики амнистировал всех участников трагических весенних событий в Джалал-Абадской области. Взаимосвязаны ли эти события? Как вы относитесь к утверждениям некоторых аналитиков, будто со стороны властей эти шаги были вынужденными?
- Сразу же вношу принципиальное уточнение. В Киргизии провозглашена новая национальная идея: "Кыргызстан - страна прав человека". Термин "год прав человека" имел бы ограниченный во времени характер. Такой конъюнктурный подход для меня неприемлем.
Связаны ли эти два аспекта - новая национальная идея и амнистия? Отрицать это было бы неправомерно. Корни у них общие - трагические мартовские события на юге Киргизии.
В вашем вопросе просматривается определенный подтекст. Некоторые аналитики, недостаточно знающие суть происшедших у нас в марте событий, считают, что во всем виноваты власти, дошедшие до применения оружия против собственного народа. Это однобокое представление. В джалал-абадских событиях участвовали две силы. С одной стороны - местные власти и милиция, оказавшиеся неспособными урегулировать ситуацию на основе компромисса. С другой - безответственные политиканы, подстрекавшие население к беспорядкам, неповиновению закону и властям.
В отношении властей я, как президент, а также Совет безопасности приняли суровые меры, вплоть до отставки правительства, ряда высших должностных лиц республики и руководителей местных органов власти. Вопрос об их уголовном преследовании рассматривается сейчас Генпрокуратурой. Со стороны руководства страны это был акт очищения и покаяния перед обществом. Но ведь есть и другая виновная сторона, которая должна была бы сделать собственные выводы. К сожалению, этого пока не произошло.
Насаждается миф, что на юге против демонстрантов был брошен вооруженный до зубов спецназ. Нет, это была милиция, в рядах которой служат выходцы из простого народа. Пока юридически так и не удалось установить, был ли отдан приказ открыть огонь или стрельба стала результатом спонтанных действий милиционеров, столкнувшихся с угрозой собственной безопасности. Наказывать этих людей и уводить от ответственности подстрекателей, цинично толкавших население к насилию и пытавшихся заработать на этом политический капитал, было бы как минимум несправедливо. Поэтому парламент республики, проанализировав складывающуюся ситуацию и все известные обстоятельства, принял решение о всеобщей амнистии, распространившейся на всех участников событий. И я считаю такое решение оправданным.
- Известно, что нынешнее лето в Киргизии будет богато политическими событиями, а осень - жаркой отнюдь не только в климатическом смысле слова. Митинги протеста должны возобновиться в сентябре. Возможно ли повторение событий, подобных весенним, и как вы намерены решать эту проблему?
- Спокойных времен за постсоветские годы я что-то не припомню. Думаю, что мои коллеги в других странах СНГ сказали бы то же самое. Что касается лета и осени, то, видит Бог, мы сделали все возможное для оздоровления обстановки и недопущения новых эксцессов. Если у некоторых безответственных политиканов зреют подобные намерения, то пусть их остановит хотя бы разум, если не ответственность перед людьми и законом.
Постсоветским государствам, пока еще не вышедшим из переходного состояния, с учетом переплетения противоречивых по своему характеру, с одной стороны - доставшихся в наследство авторитарных наслоений, с другой - нарождающихся демократических традиций, имманентно присущи элементы нестабильности. Демократические традиции не вошли еще в плоть и кровь народа, не стали повседневными нормами поведения. В этой связи чрезмерно драматизировать те или иные эксцессы во внутриполитической и социально-экономической области было бы не совсем правильно. Только нытики и маловеры воспринимают отдельные драматические повороты как национальную трагедию, а не как этапы в трудном историческом процессе. Я принадлежу к оптимистам. Мы способны преодолеть и преодолеем болезни нашего демократического развития.
Решать же наши "сезонные" проблемы будем по мере их возникновения, на основе демократических норм, на принципах национальной идеи: "Кыргызстан - страна прав человека".
- Чего вы ожидаете от предстоящего мониторинга внутриполитической ситуации, который, насколько известно, собираются вскоре провести некоторые европейские структуры и международные правозащитные организации?
- Мы готовы к любому мониторингу. Не собираемся ничего приукрашивать и не намерены ничего скрывать. Более откровенного и сурового анализа, нежели тот, который провели мы сами после мартовских событий, не способны сделать никакие зарубежные наблюдатели. Мы становимся открытым обществом, и наша новая национальная правозащитная идея нацелена именно на это.
Но мы хотели бы услышать от зарубежных правозащитных организаций не только критику. Хотелось бы получить конкретную помощь и поддержку в развитии демократического процесса, в частности, в вопросе наполнения концепции "Кыргызстан - страна прав человека" практическим содержанием. Дело это новое, аналогов в мире нет.
Проблема мониторинга выходит за правозащитные рамки. К примеру, появляются домыслы о том, что Россия якобы "давит" на Киргизию в вопросе сроков пребывания на нашей территории американского воинского контингента. Хотел бы со всей ответственностью заявить, что мы не испытываем давления со стороны Москвы ни в этом, ни в других вопросах. Киргизия, будучи суверенным государством, принимает собственные решения - разумеется, сообразуя свою линию с интересами своих друзей и союзников.
- Аскар Акаевич, недавно вы заявили, что не будете участвовать в предстоящих в 2005 году президентских выборах. Как скажется ваше решение на внутриполитической ситуации в стране?
- Действительно, такое заявление я сделал. Что касается реакции общества, то вы знаете, что даже в странах с вековыми традициями демократии такие моменты являются неординарными.
Все годы своего президентства я последовательно и настойчиво боролся за утверждение в Киргизии демократических традиций. Поэтому в вопросе о президентстве намерен поступать в строгом соответствии с Конституцией страны.
- Для стабильности новых независимых государств весьма актуальной является проблема преемственности власти. Как вы будете ее решать? Кто из киргизских политиков может стать вашим преемником на посту главы государства?
- Вопрос действительно важный, и если бы я сказал, что буду лишь наблюдателем в данном процессе, то я бы слукавил. Я действительно не собирался и не собираюсь быть пассивным свидетелем в той борьбе, которая в будущем развернется вокруг кандидатуры главы государства.
Своими многолетними усилиями по развитию в Киргизии демократии, по раскрепощению и воспитанию творчески одаренных личностей, приверженных демократическим ценностям, я все годы своего президентства заботился о росте талантливых кадров нового поколения. Многие из них прошли проверку на разных государственных постах и в общественно-политической сфере. И людей, способных к высокому взлету, в Киргизии достаточно.
Конечно же, у меня есть на примете конкретные фигуры, к деятельности которых я внимательно присматриваюсь. Но я не собираюсь создавать для кого-либо тепличные условия и использовать президентские прерогативы для их искусственного проталкивания во власть. Они сами, в случае выдвижения их кандидатур, должны отстаивать в предвыборной борьбе право на президентский пост. Называть же конкретные имена считаю на данном этапе некорректным и не отвечающим интересам развития демократического процесса.