Россия пытается притормозить украинскую гонку автомобильных пошлин: реакция Министерства экономического развития и торговли РФ на решение Киева ввести с 1 августа 2002 г. сроком на четыре месяца 32-процентную пошлину на ввоз российских легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 1,5 тыс. куб. см оказалась резко негативной.
Как заявили в Минэкономразвития России, это решение противоречит подписанному государствами соглашению о свободной торговле. Россия считает, что экономических причин для такого решения нет: на Украине сейчас отсутствует производство автомобилей такого класса, несмотря на существующие государственные программы поддержки автопромышленности.
Вводя такие ограничения, власти в первую очередь "наказывают своих потребителей", так как основу украинского автопарка составляют российские машины, подчеркнули в министерстве. Россия ежегодно экспортирует на Украину около 70 тыс. автомобилей, средняя стоимость которых равняется 3-3,5 тыс. долл., а введение пошлины значительно повысит их цену, отмечает Минэкономразвития России.
Говоря о силах, пролоббировавших ограничения импорта готовых автомобилей из России, украинские эксперты в первую очередь называют предприятия, занимающиеся крупноузловой сборкой автомобилей "ВАЗ": херсонское "АвтоРус" и Луцкий автомобильный завод, который принадлежит концерну "Укрпроминвест". Введение пошлины позволит этим предприятиям увеличить реализацию собираемых ими автомобилей за счет уменьшения доли импорта. Еще одной заинтересованной стороной аналитики считают запорожское "АвтоЗАЗ-Daewoo". Дело в том, что значительное подорожание ввозимых из России "ВАЗов" сделает их цену неконкурентоспособной относительно выпускаемых в Запорожье "Daewoo" и "ЗАЗа".
Между тем украинское решение по автомобильным пошлинам связано не только с ситуацией на автомобильном рынке Украины. "Заградительный огонь" по экспорту российских авто открывает новый фронт торговой войны между двумя странами. Обе стороны избегают этого определения, но украинские чиновники в последнее время все меньше стесняются говорить о необходимости защищать таким образом интересы национального производителя. Это касается отчасти и автомобилестроения - российский экспорт относительно недорогих автомобилей в страну быстро растет, в то время как украинская автомобильная промышленность никак не может встать на ноги. Поэтому еще в начале текущего года украинские автопроизводители - совместное предприятие "АвтоЗАЗ-ДЭУ" и Луцкий автозавод - обратились к кабинету министров Украины с просьбой провести антидемпинговое расследование против поставщиков российских автомобилей.
А в общем контексте торгового противостояния украинское решение по автомобильным пошлинам последовало после нескольких более ранних залпов торговой войны. В частности, был закрыт доступ на украинские прилавки для российской соды: Украина с 10 июля ввела ежегодную квоту на поставку из России пищевой соды в размере 2,5 тыс. т сроком на четыре года. Этому предшествовало введение 26-процентной пошлины на импорт российской пищевой соды. С того же дня Украина окончательно ввела антидемпинговую пошлину в размере 59,4% в отношении импорта стрелочных переводов из России сроком на пять лет (предварительно она вводилась на срок до 12 июля).
Эти меры явились своеобразным "ответом Чемберлену": 5 июля председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление об установлении сроком на четыре месяца антидемпинговой пошлины на ввоз оцинкованного проката черных металлов из Украины в размере 31,8% от таможенной стоимости товара.
Судя по настроению российской стороны, эти меры могут быть не единственными. В вышеупомянутом комментарии Минэкономразвития РФ по поводу украинских автомобильных пошлин говорится, что министерство имеет ряд обращений от российских производителей, указывающих, что производство автомобилей на Украине субсидируется. Если факты субсидирования будут доказаны, "российская сторона может принять некоторые ограничительные меры по ввозу украинских автомобилей в Россию". Так что продолжение торговой войны скорее всего скоро последует.
Киев