0
889
Газета СНГ Интернет-версия

03.07.2002 00:00:00

Новые проблемы древней Согдианы

Тэги: согдиана, таджикистан, проблемы


Согдийская (бывшая Ленинабадская) область Таджикистана в советские времена по праву считалась ведущим регионом Таджикистана. Именно здесь были сосредоточены многие ведущие предприятия республики, входившие в систему общесоюзного ВПК. За последние 10 лет положение, разумеется, заметно ухудшилось, большинство предприятий из-за разрыва экономических связей остановилось, сотни людей оказались на улице. Тем не менее кое-что сохранить удалось. И сегодня Согдиана продолжает играть системообразующую роль в экономическом комплексе страны. Именно здесь сосредоточено большинство совместных предприятий, в том числе 17 таджикско-российских. В Ходженте до сих пор ожидают, что российские государственные структуры когда-нибудь вспомнят о бывших партнерах, однако пока заинтересованность проявляют лишь частные структуры. Впрочем, вероятно, здесь вскоре поймут, что с "частником" дело иметь лучше. Тем более что с российским бизнесом успешно конкурирует американский, корейский, итальянский, немецкий капитал. Инвестиции в основном идут в хлопководство, золотодобывающие предприятия, транспортную инфраструктуру. И по большому счету от того, на чьи деньги удастся возродить регион, зависит, кто именно будет его контролировать. В связи с постепенным укреплением военно-политических позиций Запада в Центральной Азии этот вопрос представляется уже отнюдь не праздным.

Впрочем, социально-экономическому прогрессу во многом препятствует тяжелое положение, сложившееся на границе с Узбекистаном. Корреспондент "НГ" побывала в Пенджикентском районе на таджикско-узбекской границе - международном ККП "Саразм". Здесь ежедневно можно видеть бесконечные очереди людей, стремящихся попасть на узбекскую территорию. Однако сделать это не так-то просто: Ташкент держит границу на замке, мотивируя это опасением проникновения исламских экстремистов. Но на деле все обстоит проще: небольшая мзда решает все проблемы. Например, размер официальной пошлины с одной грузовой машины составляет сумму, эквивалентную 160 долл. Но нет гарантий, что груз пройдет в целости и сохранности. На каждом полицейском посту надо доплачивать. А обойти КПП нельзя - вокруг все заминировано. Кстати, только за последние два года жертвами необъявленной "минной войны" уже стали более 70 граждан Таджикистана. К сожалению, не известны данные о погибших гражданах Узбекистана, коих также немало. И, разумеется, ни одного боевика среди них не было. И хотя президенты Эмомали Рахмонов и Ислам Каримов неоднократно заявляли о стремлении превратить рубеж между двумя странами в "границу дружбы" и поощрять приграничную торговлю, а пограничники и спецслужбы обоих государств подписали ряд соответствующих соглашений, положение продолжает оставаться совершенно нетерпимым. Узбекистан не желает разминировать приграничные территории, и никто не в состоянии сказать, когда это произойдет. По словам генерала погранвойск Таджикистана Махмудбека Ахмедова, на уровне местных начальников допускается масса злоупотреблений, достигнутые договоренности попросту игнорируются. Например, узбекская сторона в одностороннем порядке часто закрывает пропускной пункт, даже не считая нужным уведомлять об этом таджикских коллег.

Более того, на днях узбекской стороной было принято чрезвычайное решение о демонтаже 15 мостов, связывающих два сопредельных государства. Таджикско-узбекская комиссия в срочном порядке приступила к делимитации межгосударственной границы. Необходимо выяснить, в чьей собственности находятся эти транспортные коммуникации, и разрешить вопрос спорных территорий.

Глава Согдийской области Касым Касымов в поисках выхода из сложившейся тупиковой ситуации предложил ряд конкретных проектов. Области и республике в целом необходим выход на внешний рынок. И поскольку через Узбекистан пока это сделать невозможно, необходимы альтернативные пути. Строительство новых автомобильных дорог не только поможет связать север и юг Таджикистана, но и позволит стране получить выход на Россию и другие страны. В этой связи Касымов предложил использовать территорию Киргизии и начать строительство автодороги Худжанд-Баткен-Дижиргаталь-Гарм. Это поможет уменьшить зависимость от узбекского транзита. С этой же целью Касымов предлагает, воспользовавшись стабилизацией ситуации в Афганистане, в обозримой перспективе осуществить уже разработанный проект новой автодороги через северный Афганистан в Иран с выходом на каспийский порт Шах. Эта трасса могла бы сыграть огромную роль в активизации региональной интеграции и вовлечь в процессы торгового обмена целый ряд государств.

Кстати, российская сторона уже выразила свою заинтересованность в данном проекте, поскольку в этом случае российские товары через Каспийское море получат беспрепятственный доступ на новые региональные рынки. А это тем более актуально, что пока западные инвесторы явно переигрывают россиян в развитии своего бизнеса в республике.

Ходжент-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
565
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
662

Другие новости