Согдийская (бывшая Ленинабадская) область Таджикистана в советские времена по праву считалась ведущим регионом Таджикистана. Именно здесь были сосредоточены многие ведущие предприятия республики, входившие в систему общесоюзного ВПК. За последние 10 лет положение, разумеется, заметно ухудшилось, большинство предприятий из-за разрыва экономических связей остановилось, сотни людей оказались на улице. Тем не менее кое-что сохранить удалось. И сегодня Согдиана продолжает играть системообразующую роль в экономическом комплексе страны. Именно здесь сосредоточено большинство совместных предприятий, в том числе 17 таджикско-российских. В Ходженте до сих пор ожидают, что российские государственные структуры когда-нибудь вспомнят о бывших партнерах, однако пока заинтересованность проявляют лишь частные структуры. Впрочем, вероятно, здесь вскоре поймут, что с "частником" дело иметь лучше. Тем более что с российским бизнесом успешно конкурирует американский, корейский, итальянский, немецкий капитал. Инвестиции в основном идут в хлопководство, золотодобывающие предприятия, транспортную инфраструктуру. И по большому счету от того, на чьи деньги удастся возродить регион, зависит, кто именно будет его контролировать. В связи с постепенным укреплением военно-политических позиций Запада в Центральной Азии этот вопрос представляется уже отнюдь не праздным.
Впрочем, социально-экономическому прогрессу во многом препятствует тяжелое положение, сложившееся на границе с Узбекистаном. Корреспондент "НГ" побывала в Пенджикентском районе на таджикско-узбекской границе - международном ККП "Саразм". Здесь ежедневно можно видеть бесконечные очереди людей, стремящихся попасть на узбекскую территорию. Однако сделать это не так-то просто: Ташкент держит границу на замке, мотивируя это опасением проникновения исламских экстремистов. Но на деле все обстоит проще: небольшая мзда решает все проблемы. Например, размер официальной пошлины с одной грузовой машины составляет сумму, эквивалентную 160 долл. Но нет гарантий, что груз пройдет в целости и сохранности. На каждом полицейском посту надо доплачивать. А обойти КПП нельзя - вокруг все заминировано. Кстати, только за последние два года жертвами необъявленной "минной войны" уже стали более 70 граждан Таджикистана. К сожалению, не известны данные о погибших гражданах Узбекистана, коих также немало. И, разумеется, ни одного боевика среди них не было. И хотя президенты Эмомали Рахмонов и Ислам Каримов неоднократно заявляли о стремлении превратить рубеж между двумя странами в "границу дружбы" и поощрять приграничную торговлю, а пограничники и спецслужбы обоих государств подписали ряд соответствующих соглашений, положение продолжает оставаться совершенно нетерпимым. Узбекистан не желает разминировать приграничные территории, и никто не в состоянии сказать, когда это произойдет. По словам генерала погранвойск Таджикистана Махмудбека Ахмедова, на уровне местных начальников допускается масса злоупотреблений, достигнутые договоренности попросту игнорируются. Например, узбекская сторона в одностороннем порядке часто закрывает пропускной пункт, даже не считая нужным уведомлять об этом таджикских коллег.
Более того, на днях узбекской стороной было принято чрезвычайное решение о демонтаже 15 мостов, связывающих два сопредельных государства. Таджикско-узбекская комиссия в срочном порядке приступила к делимитации межгосударственной границы. Необходимо выяснить, в чьей собственности находятся эти транспортные коммуникации, и разрешить вопрос спорных территорий.
Глава Согдийской области Касым Касымов в поисках выхода из сложившейся тупиковой ситуации предложил ряд конкретных проектов. Области и республике в целом необходим выход на внешний рынок. И поскольку через Узбекистан пока это сделать невозможно, необходимы альтернативные пути. Строительство новых автомобильных дорог не только поможет связать север и юг Таджикистана, но и позволит стране получить выход на Россию и другие страны. В этой связи Касымов предложил использовать территорию Киргизии и начать строительство автодороги Худжанд-Баткен-Дижиргаталь-Гарм. Это поможет уменьшить зависимость от узбекского транзита. С этой же целью Касымов предлагает, воспользовавшись стабилизацией ситуации в Афганистане, в обозримой перспективе осуществить уже разработанный проект новой автодороги через северный Афганистан в Иран с выходом на каспийский порт Шах. Эта трасса могла бы сыграть огромную роль в активизации региональной интеграции и вовлечь в процессы торгового обмена целый ряд государств.
Кстати, российская сторона уже выразила свою заинтересованность в данном проекте, поскольку в этом случае российские товары через Каспийское море получат беспрепятственный доступ на новые региональные рынки. А это тем более актуально, что пока западные инвесторы явно переигрывают россиян в развитии своего бизнеса в республике.
Ходжент-Москва