- Александр Сергеевич, как относится к учениям НАТО в Грузии руководитель соседней Республики Северная Осетия?
- На душе тревожно. Но не хочу верить, что присутствие НАТО в Грузии уже необратимо.
- Что вы думаете по поводу обучения грузинского спецназа американскими военными?
- Если заявленные цели о подготовке антитеррористического батальона соответствуют действительности, то я отношусь к этому нейтрально, хотя и не приветствую. Но если это обучение трансформируется в какие-то иные действия, то моя реакция будет крайне отрицательной.
- Возможно ли, на ваш взгляд, использование подготовленного Пентагоном грузинского спецназа против Южной Осетии и Абхазии?
- Это было бы неразумно. Это возвращение в то прошлое, от которого и грузинский, и осетинский, и абхазский народы хотят отказаться. Прошло 10 лет со времени подписания сочинских договоренностей. Сегодня у российских и грузинских политиков, у нас как части России есть возможность использовать этот повод, чтобы подвести итоги. Действия миротворцев следует оценить положительно. Мы не имеем права даже в мыслях допускать возможность рецидивов использования силы для решения политических вопросов. В Южной Осетии мы вообще не приемлем возобновления военных действий - как по существу, так и по состоянию души.
- Какой отрезок пройден на пути к мирному разрешению грузино-осетинского конфликта?
- Грузино-осетинский конфликт наиболее близок к урегулированию, если сравнивать со всеми прочими этнополитическими конфликтами, возникшими на постсоветском пространстве за последние 12 лет. Люди, в том числе и там, где произошла трагедия, уже поверили в возможность добрососедства, они ходят друг к другу в гости, на свадьбы, на похороны, торгуют и прочее. И нам, политикам, надо не отставать от народа.
- Как вы видите в далекой и ближайшей перспективе Южную Осетию: в составе Грузии, независимым государством или частью России?
- Каждый осетин, конечно, ощущает себя частицей единого народа. К сожалению, желание быть одним народом реализуется сегодня не на правовой основе. С другой стороны, мы удовлетворены тем, что восстановились связи между Северной и Южной Осетией, хорошими стали дороги, налицо информационная открытость, мы широко распахнули двери образовательных учреждений для жителей Южной Осетии. Словом, мы видим себя единым народом. И зацикливаться на процедурных вопросах сегодня не собираемся - ни на Севере и ни на Юге. Отстаивать же возможность существования постоянных связей между нами мы будем всегда.
- Следует ли ожидать военных действий в Абхазии или, на ваш взгляд, предложения ООН по разграничению полномочий Грузии и Абхазии могут быть реализованы?
- Я сторонник использования любой возможности для того, чтобы не допустить повторения силового варианта решения проблемы. И верю в действенность посредничества Российской Федерации, в необходимость пребывания миротворческих сил в зоне конфликта, в необходимость поддержания интенсивного диалога между Тбилиси и Сухуми, в необходимость поиска разумного решения проблемы. Войну и конфронтацию надо исключить.