В среду на рассмотрение президента Назарбаева были представлены принятые накануне парламентом 16 принципиальных поправок к действующему закону "О политических партиях". Фактически речь идет о новом законопроекте. При этом наблюдатели обращают внимание, что две особенно "драконовские" поправки были приняты сенаторами на удивление быстро. Речь идет о том, что отныне для регистрации в органах юстиции минимальная численность партии должна составлять 50 тыс. человек вместо 3 тыс. Кроме того, партия автоматически утратит свой официальный статус, если дважды не примет участия в парламентских выборах. В случае подписания законопроекта президентом ныне действующие в Казахстане 19 партий должны будут пройти перерегистрацию.
Рассмотрение парламентариями нового варианта закона о партиях происходило достаточно бурно, что, в общем-то, неудивительно. Ведь если данный законопроект превратится в закон, преодолеть 50-тысячный "членский барьер" смогут лишь три самые крупные, что еще важнее, лояльные к верховной власти политические организации - "Отан" ("Отчизна"), Гражданская и Аграрная. Впрочем, аналитики не исключают, что шансы на выживание есть и у недавно созданной партии "Ак Жол" ("Светлый путь"): несмотря на оппозиционную риторику, на практике она проводит достаточно мягкую политику в отношении властей. Именно это позволяет лидерам "Светлого пути" надеяться, что им молчаливо позволят набрать необходимые 50 тыс. сторонников и обеспечить партии светлое парламентское будущее. Продолжают сохраняться надежды и у местных коммунистов, хотя, подобно российским "братьям по разуму", они сейчас переживают жестокий кризис и раскол. Самое любопытное, что авторство поправок принадлежит идеологам пропрезидентской партии "Отан".
Это позволяет с уверенностью предположить, что законопроект изначально получил одобрение главы государства. Оппозиция полагает, что поправки приведут к укоренению в стране своего рода "партийной диктатуры". Но нельзя не отметить, что некоторые существующие выборные нормы были даже несколько смягчены. Например, исключен пункт, согласно которому любая партия, которой не удавалось преодолеть в ходе парламентских выборов трехпроцентный барьер, могла быть ликвидирована. Вместе с тем из законопроекта изъяты нормы, гарантирующие государственное финансирование предвыборных кампаний и деятельности партий, попавших в парламент. Ужесточены правила, запрещающие госслужащим занимать оплачиваемые партийные должности.
Некоторые местные эксперты склонны предполагать, что уже к осени выяснится, сколько "игроков" останется на политическом поле республики. А это даст возможность властям уже к концу года провести внеочередные парламентские выборы и сформировать вполне "ручной" законодательный орган. Необходимость этого, как полагают многие наблюдатели, диктуется тем, что в Казахстане продолжается скандал, связанный с преследованиями лидеров оппозиции и коллизиями вокруг многомиллионных счетов в зарубежных банках, принадлежащих, как утверждается, членам президентской семьи. В этих условиях главе государства необходимо усилить лояльность парламентариев, чтобы не допустить разрастания внутриполитического кризиса. Однако, с другой стороны, ужесточение правил игры на политическом поле страны может привести к консолидации местных оппозиционных сил. Нельзя, в частности, исключить, что принятие поправок к закону о партиях ускорит процесс объединения "Демократического выбора Казахстана" с рядом близких по духу и идеологии организаций, и это позволит оппозиции принять участие в парламентской кампании.
Правда, не исключен и иной поворот событий, о котором также поговаривают сегодня в Астане. Речь идет о том, что президент Назарбаев может демонстративно отвергнуть поправки, и это значительно улучшит в глазах западных партнеров его поблекший политический имидж.