Таджикистан сегодня отмечает две даты. Одна из них печальная - 10 лет с начала кровопролитной гражданской войны. Другая - более радостная: пять лет назад стороны противостояния подписали Общее мирное соглашение, положившее начало нелегкому процессу мирного строительства молодого государства. Достижение мира не может считаться сугубо внутритаджикским делом уже хотя бы потому, что сам процесс носил многосторонний характер и позволил выработать некоторые универсальные рецепты и подходы, которые вполне возможно применить в аналогичных ситуациях, скажем, в соседнем Афганистане, где мир пока весьма хрупок. Не случайно таджикский опыт стал объектом изучения на международном уровне.
Напомним канву событий. Политический гражданский конфликт, начавшийся в апреле 1992 г., вскоре вступил в "горячую" фазу. Противостояние унесло более 50 тыс. жизней, вызвало поток политических и экономических беженцев, которых насчитывается до одного миллиона.
После распада СССР в Таджикистане столкнулись геополитические интересы ряда стран. Социальный, экономический, демографический кризис охватил все центральноазиатские республики, но наиболее острый характер он приобрел в малоземельном Таджикистане, где помимо прочего наблюдались самые высокие темпы прироста населения. Свою роль сыграли и традиционные этносоциальные особенности, ставшие причиной острой клановой и региональной борьбы. Противостояние в Таджикистане имело четко выраженного идеологического характера и происходило под коммунистическими, националистическими и исламскими лозунгами.
Политическое урегулирование таджикского конфликта стало возможным только тогда, когда в боевых действиях стал явственно просматриваться тупик. Стороны противостояния убедились, что с помощью вооруженной борьбы не могут достичь поставленных целей. В результате они вынуждены были сесть за стол переговоров, к чему их активно подталкивали ООН, Россия, Иран и соседи по региону.
Спецпредставитель генсека ООН Рамиро Пирис-Баллон тогда заявил, что переговоры проходят трудно, но успешно. Хотя на первые два раунда, которые проходили в Москве и в Тегеране, не прибыли ни президент Эмомали Рахмонов, ни лидер Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Саид Абдулло Нури. Делегацию от оппозиции возглавил председатель правления Координационного центра демократических сил Таджикистана в странах СНГ известный журналист Отахон Латифи; от правительства - министр труда и занятости населения Шукурджон Зухуров. Самым трудным было договориться о принципе и механизме прекращения огня. После этого переговоры пошли легче, но тем не менее продолжались еще четыре года. И основным их результатом стала констатация того факта, что в конфликте не было ни победителей, ни проигравших. Собственно, это и позволило прийти к компромиссу.
27 июня 1997 г. в Москве стороны подписали Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. В результате была создана комиссия по национальному примирению с равным представительством сторон, возглавляемая представителем оппозиции. Было решено предоставить ОТО 30% мест в структурах исполнительной власти и 25% мест в Центральной избирательной комиссии; осуществить разоружение и расформирование отрядов ОТО, интегрировав бойцов в мирную жизнь, реформировать силовые структуры страны, обеспечить добровольное, безопасное и достойное возвращение всех беженцев и вынужденных переселенцев в места их постоянного проживания, осуществить амнистию лиц, участвовавших в гражданском конфликте и политическом противостоянии, а также снять запреты и ограничения на деятельность как входящих в ОТО политических партий и движений, так и СМИ, которые, как предполагалось, должны будут функционировать в рамках Конституции и в соответствии с нормами и гарантиями, закрепленными в Общем соглашении.
Что было на деле осуществлено за пять лет и чего достичь так и не удалось? С этим вопросом корреспондент "НГ" обратилась к видным таджикским политикам и послу РФ в Таджикистане. Вот что они ответили.
Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров
"Республика, пережившая ужасы гражданской войны, сегодня направила все усилия на преодоление тяжелых последствий гражданского конфликта и восстановление экономики, чтобы уже в ближайшие годы добиться улучшения жизненного уровня населения. Гражданская война не только разрушила разветвленную систему коммуникационной инфраструктуры, объекты народного образования, здравоохранения, но и подорвала материально-техническую базу инвестиционного процесса.
После подписания Общего соглашения ситуация стала постепенно меняться: начиная с 1997 г. приостановлен спад производства, стали постепенно увеличиваться темпы роста ВВП, которые теперь стабильно превышают 10%. Однако все это пока не в состоянии компенсировать ущерб, тем более что в стране наблюдается быстрый рост населения, которое за десять лет возросло на 1 млн. человек. Поэтому, опираясь лишь на свои силы, республике будет очень нелегко встать на путь устойчивого развития. Необходимы инвестиции и более существенная помощь международных финансовых институтов".
Абдунаби Саторзода, бывший функционер ОТО, замминистра иностранных дел
"Первое и самое главное достижение - это мир и национальное согласие. Второе - возвращение беженцев. Как известно, это третье поколение таджикских беженцев за историю нашей страны. Вначале - октябрьская революция, затем 30-е годы, и вот 90-е. Хорошо, что практически все вернулись. Третий результат - реинтеграция бывшей оппозиции в общественно-политическую жизнь. Четвертое - проведение конституционной реформы: двухпалатный парламент, многопартийность, конституционное закрепление возможности создания политической партии на религиозной основе. Пятый результат - это светско-исламский диалог, который начался одновременно с подписанием мирного соглашения и который до сих пор продолжается. Так, 11 марта 2002 г. Исламская партия включилась в процесс достижения общественного согласия и подписала соответствующий договор.
В последнее время появились люди, которые негативно оценивают результаты мирного процесса, говорят, что вина комиссии по национальному примирению в том, что не удалось достичь полного выполнения Общего соглашения. Мы, как участники этого процесса и члены комиссии, согласны, что нам не удалось все претворить в жизнь и все выполнить до конца. Но главного результата - мира - мы достигли. И теперь надо смотреть вперед, а не назад".
Максим Пешков, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Таджикистане, участник переговорного процесса со стороны России
"Опыт достижения Общего соглашения уникален, что, кстати, отмечается и соответствующими международными организациями, и прежде всего ООН. Первая и основная задача выполнена - достигнуты мир и стабильность в стране. Пожалуй, важнее задачи не было и нет. Очень важно, и это мнение разделяют многие эксперты, что процесс мирного развития стал необратим.
Поэтому на первый план выходят задачи восстановления и развития экономики. Сегодня для этого сложились все необходимые условия. И Россия намерена принимать в этом процессе активное участие. Уже сейчас мы занимаем первое место по объему товарооборота Таджикистана с другими странами, находимся на передовых позициях по инвестированию местной экономики. Конечно, уровень торгово-экономических отношений не отвечает уровню политического взаимодействия, военного и военно-технического сотрудничества. Нам предстоит развивать эту сферу взаимосвязей, и уже есть целый ряд конкретных проектов, как двусторонних, так и многосторонних. Это относится к области гидроэнергетики, связи. В частности, в Душанбе активно развивается Северо-Западная GSM, которая активно продвигает здесь свою телекоммуникативную сеть".
Душанбе-Москва