В понедельник гродненский городской суд вынес беспрецедентно жесткое решение. К двум и двум с половиной годам лишения свободы приговорены журналисты местной газеты за резкую критику в адрес главы государства.
До последнего времени белорусские журналисты слабо верили в то, что их коллег, бывшего главного редактора закрытой оппозиционной газеты "Погоня" Николая Маркевича и сотрудника той же редакции Павла Можейко осудят по уголовной статье за клевету на главу государства. Вернее, полагали, что даже если и осудят, то условно или тут же, в зале суда, освободят по амнистии. Однако этого не случилось. В понедельник Маркевич был приговорен к 2,5 года заключения с отбыванием наказания в исправительном учреждении открытого типа, а Можейко дали два года лишения свободы.
Суд должен был состояться еще 9 апреля, но был отменен якобы из-за болезни судьи. Но скорее всего тогда власти не стали раздувать ажиотаж по политическим соображениям - предстояли весьма важные для Лукашенко встречи с Путиным в рамках решения проблем Союзного государства Белоруссии и России, кроме того, намечалась тенденция к более тесным контактам во взаимоотношениях с ПАСЕ. Сейчас же, в период возникшего напряжения между Минском и Москвой, в республике посчитали, что самое время и таким вот образом подчеркнуть свою независимость.
Впрочем, это дело для белорусской Фемиды действительно не из простых. В своей обвинительной речи прокурор Рябов даже пожаловался, что в его работе есть сложности, поскольку отсутствует судебная практика по такому делу. Действительно, вряд ли даже в "тоталитарной" республике, каковой считается Белоруссия, каждый судья смог бы взять на себя ответственность засудить журналистов, которые выступили против действующего президента. Судья Татьяна Климова, огласившая приговор, взяла на себя такую ношу.
Вообще же скандал длится вот уже без малого год. Он возник в сентябре прошлого года после того, как за три дня до выборов президента страны "Погоня" опубликовала ряд статей, в которых обвинила президента "в разрушении всего национального, что осталось в Белоруссии", в "доведении нации до вымирания" и в том, что президент "борется с оппонентами, убивая их". Тиражи газеты с данными материалами были отпечатаны, однако правоохранительные органы изъяли их из типографии, после чего было возбуждено уголовное дело. Прокуратура области усмотрела в публикациях клевету в отношении действующего президента и 5 сентября 2001 г. возбудила уголовное дело, инкриминировав Маркевичу и Можейко часть 2 статьи 367 УК Республики Беларусь ("Клевета в отношении президента Республики Беларусь"), предусматривающую до 5 лет лишения свободы. Тогда же было закрыто и само издание.
Коллеги осужденных и другие гродненские журналисты неоднократно пытались защитить Маркевича и Можейко. Проводили даже несанкционированные митинги, после одного из которых шестеро из 13 участников были приговорены к административным арестам от 3 до 10 суток, остальные смогли отделаться административными штрафами.
За развитием ситуации с "Погоней" следили и за рубежом. А МИД Польши даже высказал официальную обеспокоенность в связи с попытками белорусских властей "ограничить свободу слова": "Деятельность властей, направленная против газеты "Погоня", вызывает пессимизм. Мы не являемся и не будем равнодушными в будущем ко всем проявлениям нарушений норм поведения в отношении к демократическим институтам государства, которые для всего мира являются неоспоримыми стандартами".
В своем последнем слове журналисты не признали своей вины. "В Беларуси свобода слова гарантирована законами. Однако свобода человека, который произнес и опубликовал это слово, не гарантирована государством и зависит от каприза нескольких людей", - указал Можейко. Маркевич же сравнил процесс над собой и коллегой с судилищами сталинского периода, найдя в них "много общего": "Это, во-первых, безосновательность обвинения... Вторая схожесть - полная бездоказательность..." Оба выступления были очень эмоциональными и были встречены в зале аплодисментами.
По просьбе "НГ" решение гродненского суда прокомментировала президент Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Жанна Литвина: "На скамье подсудимых оказались не только наши коллеги - сегодня, по сути дела, был вынесен приговор всей негосударственной прессе и в принципе всей свободе слова в Белоруссии. Опасность заключается в том, что ясно проявляется тенденция: вскоре надо ожидать аналогичного судебного процесса в отношении газеты "Рабочий", уголовное дело против которой за публикацию "Вор должен сидеть в тюрьме" также было возбуждено в период предвыборной кампании. Так что, судя по всему, волна расплаты за инакомыслие будет нарастать".
Начальник юридического управления Министерства информации республики Игорь Коваль на вопрос нашего корреспондента, нормальна ли с правовой точки зрения ситуация, когда журналист за исполнение своих служебных обязанностей был привлечен к уголовной ответственности и получил срок, ответил: "У свободы слова в Беларуси есть свои разумные пределы┘ И я сейчас не могу сказать, насколько далеко эти журналисты преступили этот предел. Поэтому, сказать по этому вопросу ничего не могу".
И наконец, Валерий Липкин, глава парламентской комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации: "Я не имею права комментировать решение суда. Скажу другое. После общения с западными журналистами, сделал для себя такой вывод: такого произвола в прессе, как у нас, нет нигде - ни в Швеции, ни во Франции... Нам надо учиться грамотно и ругать, и критиковать".
Дойдет ли теперь дело до этапирования "узников слова" к месту заключения, зависит от Лукашенко. Вряд ли он будет предметно высказываться по данному поводу, но ведь достаточно лишь "намекнуть". Впрочем, еще до того, как будет проявлена "царская воля", свое веское мнение может обозначить и суд вышестоящий инстанции. Ибо должны же в Минске понимать, что прецедент с осуждением журналистов (пусть даже стопроцентно попавших под статью о клевете) властям совершенно невыгоден. Тем более что урок и без того уже преподан самый что ни на есть наглядный.
Минск