Нынешней весной в СМИ появились сообщения, будто в Тавильдаринском районе Таджикистана вновь появились разрозненные отряды боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Информация во многом основывалась как на данных российских источников, так и на неофициальных намеках со стороны Ташкента. Все это сопровождалось явной активизацией внешнеполитических контактов Узбекистана с соседями по региону. Основной темой обсуждения в ходе многочисленных встреч узбекских дипломатов и военных с коллегами из других центральноазиатских стран всякий раз становилась борьба с терроризмом. Более того, как стало известно корреспонденту "НГ", несколько месяцев назад из Китая в Узбекистан тремя авиационными рейсами были доставлены новые партии стрелкового вооружения и запчастей к боевой и авиационной технике. Стало создаваться впечатление, что узбекистанские власти серьезно готовятся к отражению очередного вторжения исламских экстремистов. Напомним, что ранее два года подряд отряды ИДУ пытались прорваться в Ферганскую долину Узбекистана именно с таджикской территории, однако впоследствии были вытеснены в Афганистан, где влились в армию талибов. Лидер военного крыла ИДУ небезызвестный Джума Намангани даже был, по некоторым данным, назначен одним из заместителей командующего вооруженных сил "Талибана".
При всем при том было не совсем понятно, каким образом сотням боевиков удалось незаметно преодолеть хорошо охраняемую таджикско-афганскую границу. Тем более что в ходе активной фазы антитеррористической операции союзников появилась информация о том, что сам Намангани убит во время боев за Кундуз. Распространил эту информацию генерал Абдул Рашид Дустум - командующий подразделениями этнических узбеков в Афганистане, отряды которого после определенных колебаний примкнули к войскам Северного альянса. По данным разведки Дустума и американских спецслужб, потеряв своего вождя, войско Намангани численностью до 5 тыс. человек было деморализовано и начало разбредаться по Афганистану и Пакистану. При этом многие боевики решили вернуться домой. Отсюда, по всей видимости, и родилась версия, будто и в Таджикистане стали появляться моджахеды ИДУ. Однако, по некоторым данным, выходцев из Тавильдары в отрядах Намангани изначально не было. Костяк бандформирований составляли уроженцы Ферганской долины - самого перенаселенного и сложного в социально-политическом отношении региона Узбекистана.
Посетив Ташкент, американский генерал Томми Фрэнкс отметил, что боеспособность ИДУ была заметно подорвана гибелью Намангани. Вместе с тем он заявил, что эту террористическую группировку отнюдь не следует недооценивать. "Полагаю, что ИДУ все еще представляет серьезную опасность. Мы сделаем все необходимое, чтобы нейтрализовать боевиков ИДУ", - подчеркнул американский военачальник.
В начале лета ситуация и вовсе приобрела загадочные оттенки. Министр обороны Афганистана маршал Мохаммад Фахим, прибывший в Таджикистан с официальным визитом, сделал неожиданное заявление: по его данным, Джума Намангани жив и находится где-то в районе афганско-пакистанской границы, причем не один, а с ощутимыми силами боевиков.
"НГ" решила выяснить, как в реальности обстоят сегодня дела в районе Тавильдары, который неоднократно упоминался как "отстойник" для остатков банд ИДУ. Как уже сообщалось, этот район, как, впрочем, и вся республика, оказался во власти стихии. Дороги, ведущие в высокогорные кишлаки, были полностью размыты. Но тем не менее удалось, хоть и с трудом, объехать весь район. В результате нами были обнаружены два батальона МЧС и один Министерства обороны, которые помогали местным жителям справиться с последствиями наводнения. Трудно поверить, что "заинтересованные стороны" могли перепутать боевиков ИДУ с таджикскими военными.
Школа, в которой когда-то квартировали боевики, сегодня уже ничем не отличается от других учебных заведений. Мнения о том, что экстремисты обзавелись здесь домами и хозяйством, также беспочвенны. Чужаков горцы не слишком жалуют. Тем более что и для местных-то работы в районе нет. Регион сельскохозяйственный, земли очень мало. Поэтому часть мужского населения уехала на заработки в Россию. И пускать сюда людей со стороны никому в голову не придет. Другое дело - бывшие сторонники и боевики Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), реинтегрированные в мирную жизнь после подписания мирного соглашения, положившего конец гражданской войне. Некоторые, наиболее удачливые, заняты мелким бизнесом. За последний год в регионе наибольшую популярность приобрели придорожные кафе вдоль трассы Душанбе-Хорог, владельцами которых в большинстве являются бывшие "бородачи". Международными организациями в регионе разработана программа развития горных регионов, а информационно-образовательный центр "Манижа" проводит обучающие семинары в рамках программы IUM по основам малого бизнеса. По окончании курса на основании бизнес-плана слушатели получают кредит в размере 300 долл. для организации коммерческой деятельности. С одним из таких удачливых предпринимателей удалось побеседовать.
Небольшое придорожное кафе на одном из оживленных участков трассы всегда полно посетителей. С виду грозный, но необыкновенно приветливый хозяин всегда рад гостям. Хайрулло, в прошлом учитель математики, а затем боец ОТО, после войны в школу не вернулся из-за низкой зарплаты. Как и многие другие, прошел курс обучения и завел свое дело. Первый кредит уже успешно отработал и сейчас ждет второй "транш" в размере 1000 долл. Секрет его успеха прост - своим клиентам он предлагает чай бесплатно. А для таджика чай это не только напиток, утоляющий жажду, но и повод для общения. В чайхане можно узнать все последние новости. Например, что мясо, которое привозят на базар, контрабандное, его доставили из Афганистана. Что граница, которую охраняют таджикские пограничники, менее доступна, чем та, где стоят российские части. Что за килограмм соли на афганской стороне можно приобрести продукты и еще кое-что, о чем предпочитают говорить лишь доверительным шепотом. И что в регионе уже давно нет боевиков. Кстати, посетителям таких кафе больше доверия, нежели представителям власти.
Но в данном случае мнения "низов" и "верхов" полностью совпали. Первый замминистра безопасности Таджикистана Анатолий Купцов официально подтвердил в беседе с корреспондентом "НГ", что в последнее время к ним часто обращались коллеги из различных иностранных спецслужб ближнего и дальнего зарубежья с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о присутствии боевиков в Тавильдаре. В результате им были предоставлены все возможности лично убедиться в реальном состоянии дел в регионе. Все эти проверки окончились ничем. Кроме того, Анатолий Купцов вновь подтвердил данные о гибели Джумы Намангани. Более того, по его словам, афганская сторона готова предоставить останки командира отряда ИДУ для идентификации.
Тавильдара