Вот уже несколько дней в Азербайджане не утихают страсти вокруг сенсационного заявления Гейдара Алиева, сделанного им в ходе встречи с французским дипломатом Уго Перне - новым сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Суть высказываний сводится к тому, что Баку и Ереван готовы к обмену коммуникационными коридорами.
"В результате переговоров в Париже была достигнута договоренность об открытии Мегринского коридора между Азербайджаном и Hахичеваном в обмен на Лачинский коридор между Арменией и Hагорным Карабахом. В ходе обсуждений было решено, что Мегри (территория Армении) переходит под суверенитет Азербайджана, такой же статус должен получить и Лачинский коридор (территория Азербайджана)", - сказал Гейдар Алиев.
На протяжении более года официальный Баку категорически отрицал наличие каких-либо договоренностей, достигнутых на парижской встрече. Любые сообщения по этому поводу иначе как выдумками и вымыслами не называли. Тем не менее многозначительные заявления Жака Ширака о том, что прорыв в урегулировании - вопрос очень близкой перспективы, давали экспертам возможность предположить, что Алиев и Кочарян все же о чем-то договорились. Однако после встречи президентов Азербайджана и Армении в курортном местечке Ки-Уэст в США такие предположения стали казаться фантастическими. Появились многочисленные версии причин срыва переговорного процесса.
Из-за отсутствия конкретных данных серьезно говорить о наличии каких-либо договоренностей было невозможно. Тем не менее утечка все-таки произошла, и, по словам Гейдара Алиева, ее дала армянская сторона. Свое решение раскрыть отдельные детали переговоров азербайджанский президент объяснил тем, что официальный Ереван "вводит в заблуждение" мировую общественность. По утверждению главы Азербайджана, армянская сторона пытается возложить всю ответственность за срыв парижских договоренностей на Баку, тогда как в действительности вина лежит на Армении. "Если справедливость будет восстановлена, мы готовы к продолжению переговоров", - заявил Гейдар Алиев. При этом он подчеркнул, что армянская сторона отказывается предоставлять Азербайджану "суверенный" коридор в Мегри, одновременно требуя согласия на коридор в Лачине. Для Азербайджана это неприемлемо, полагает Алиев.
Обсуждение какого бы то ни было варианта обмена территориями в Баку считают невозможным. Поэтому заявление главы республики о срыве "парижских соглашений" было воспринято крайне негативно. Оппозиция, которая традиционно требует полной открытости в вопросе переговоров по Карабаху, убеждена в неприемлемости для Азербайджана принципа "Мир - в обмен на территории" и говорит, что официальные власти не имеют права вводить в заблуждение собственный народ.
Неясно, почему Гейдар Алиев решил озвучить часть парижских переговоров именно сейчас. Эксперты указывают на то, что, зная о накале предвыборных страстей в Армении и о ситуации с возможным импичментом президента Кочаряна, Гейдар Алиев просто решил подлить масла в огонь. Фактор Карабаха может негативно отразиться на предвыборных рейтингах Роберта Кочаряна.
В будущем году в Азербайджане должны пройти президентские выборы. Если бы утечка информации о возможном обмене коридорами (читай: территориями) произошла накануне выборов, это могло бы стать весьма неприятным обстоятельством для политического истеблишмента. Поэтому, по мнению экспертов, информация была обнародована заблаговременно. К моменту выборов о ней могут и подзабыть.
Гипотетически рассуждая о возможности открытия двух альтернативных коммуникационных коридоров, политологи указывают и на положительную сторону этого вопроса. В частности, открытие коридора Баку-Мегри-Нахичеван означает для Армении фактическую потерю Ирана, связи с которым жизненно важны для Еревана. Для Азербайджана же этот коридор не только возможность сообщения с Нахичеваном, но и доступ к сухопутной границе с Турцией, которая является стратегическим партнером Баку и проводником западных инициатив на всем Южном Кавказе.
"Мертворожденными" назвал в беседе с корреспондентом "НГ" парижские договоренности руководитель общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов. По его мнению, во многом эти инициативы неприемлемы ни для Азербайджана, ни для Армении. Политолог убежден, что сегодня наиболее выгодным для Баку вариантом является принцип поэтапного урегулирования (без освобождения оккупированных территорий и возврата всех беженцев к местам своего исконного проживания вопрос о статусе Нагорного Карабаха решен быть не может). "Договариваться о реализации поэтапного плана урегулирования будет возможно только после проведения в Азербайджане свободных и демократических выборов", - заявил Эльдар Намазов. Неверным считает политолог и принцип обмена территориями. "Коммуникации с Арменией должны быть открыты лишь в случае подписания мирного соглашения", - полагает он.
Несмотря на скандальный характер обнародованной информации, переговоры в Париже и Ки-Уэсте не дали каких-либо зримых результатов. Бесплодность переговорного процесса с каждым днем все более усиливает скепсис в отношении возможности разрешить конфликт мирным путем. Все это укрепляет позиции тех, кто предлагает решить карабахскую проблему силовыми методами.
Баку