Вопреки прогнозам некоторых политиков России и Белоруссии, что саммит "на Неве" президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко будет иметь "судьбоносное значение для народов обоих государств", случилось прямо противоположное.
Встреча была действительно очень важной, главным образом для Лукашенко. Она и продолжалась беспрецедентно долго - более десяти часов.
Первый раунд, если верить обоим президентам, прошел гладко - были решены тактические вопросы экономического сотрудничества. В частности, подписан план совместных действий по введению союзной валюты, немало сделано для выравнивания условий для субъектов хозяйствования двух стран. Однако наблюдателями было замечено, что в переговорах президенты выступали не вполне равноправными партнерами. Хозяином положения оставался российский президент. Так, любопытно, что Лукашенко передал Путину письмо с изложением ряда вопросов белорусско-российского сотрудничества, решение которых требует вмешательства российского лидера. Они касаются прежде всего окончательного решения вопросов косвенного налогообложения - с учетом компенсации фактических потерь белорусской стороны, а также оптимизации условий поставок в Белоруссию российского алмазного сырья, урегулирования экспорта в Россию сахара, создания общего рынка транспортных услуг, который позволит снять ограничения для белорусских перевозчиков. Затронуты в письме и вопросы урегулирования поставок в Белоруссию природного газа.
Стратегический же вопрос встречи - о создании юридической базы Союзного государства - был, похоже, тяжел для обоих президентов. Лукашенко даже обмолвился: "Нам выпало счастье или несчастье ответить на вопрос, каким быть нашему Союзу в будущем".
Вариантов устройства Союза действительно много, но ни один из них на этой встрече не был принят даже за основу. Россией был предложен вариант, который Лукашенко деликатно назвал "интересным предложением". И сказал, что "у Белоруссии была несколько иная идеология этого вопроса". Теперь же он 25 июня должен представить свою официальную точку зрения на предмет того, "когда избирать парламент, какой он должен быть и на основе какого документа действовать".
Собственно, в этом и заключается основной итог встречи.
Но интересно и то, что никогда по поводу подобных "саммитов двоих" не высказывались в таком количестве видные белорусские политики, включая и оппозиционных. А тут - прорвало, как по команде. Главный лейтмотив высказываний сводится к тому, что "после встречи в Санкт-Петербурге Владимир Путин не имеет большого желания проводить далее белорусско-российскую интеграцию с Александром Лукашенко". Такое мнение высказал в Минске председатель Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько. Поэтому, по его словам, "в ближайшей перспективе следует ожидать со стороны Лукашенко нажима на Путина" в деле продвижения белорусских интеграционных инициатив.
А лидер белорусской социал-демократической партии "Народная громада" Николай Статкевич прямо называет причины наметившегося отката. По его мнению, "Лукашенко как партнер начинает тормозить процесс вхождения России в единую Европу". Кроме того, Россия и в экономической области придерживается прагматической позиции и "никак не согласна обменивать нефть на поцелуи" Лукашенко.
Между прочим, повод для такого оживления противников Лукашенко мог дать и сам Путин. С одной стороны, на саммите он утверждал, что большинство социологических опросов показало, что и белорусы, и россияне выступают за теснейшую интеграцию в рамках Союза. А с другой - необходимо, мол, учитывать интересы народов при строительстве Союзного государства: "Согласно данным последних социологических опросов, 50% граждан Белоруссии выступают за сохранение суверенитета и территориальной целостности республики".
И немедленно Путина "поддержал" бывший кандидат в президенты Белоруссии Владимир Гончарик, заявив, что Белоруссия и Россия должны вообще отказаться от идеи Союзного государства: "Главное, чтобы они имели хорошие отношения в политике и экономике". По его словам, Путин понимает, что независимая Белоруссия имеет для России куда большую политическую ценность, нежели страна-сателлит. Одновременно председатель Либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Гайдукевич "прокатился" по белорусскому президенту: "Утверждения Лукашенко о том, что белорусы ждут не дождутся решений о судьбе Союзного государства, являются обманом" - и выразил надежду, что Путин будет содействовать развитию демократических процессов в Белоруссии. Кроме того, он выразил убеждение, что именно Россия станет страной, которая избавит Белоруссию от "режима Лукашенко".
Таким образом, "поиск судьбоносных решений" может продолжаться еще сколь угодно долго. Тем более что это топтание на месте, как известно, вполне устраивает Запад. Ряд российских экспертов усматривает интерес Запада в том, что свою дорожку к сотрудничеству с Европой Россия должна торить через Украину, но никак не через Белоруссию, в которой позиции Евросоюза весьма и весьма слабы.