-Какие решения примут Лукашенко и Путин?
- Не побоюсь сказать - судьбоносные для народов Белоруссии и России. Сейчас подготовлен ряд вариантов организации политического устройства нашего Союза, основных структур его функционирования. Пришла пора выбрать тот, который в большей степени отвечает интересам обеих стран. Это и предстоит сделать президентам.
- У них есть какие-то принципиальные разногласия?
- Насколько мне известно, принципиальных нет. А по непринципиальным они, полагаю, договорятся, что они умеют делать как никто другой. У каждого из них есть стремление скорее создать Союзное государство. И одновременно - качественно!
- Что повлечет за собой их "прорывное решение"?
- Полагаю, в самое ближайшее время, то есть в течение полугода-года, будет проведен референдум по вопросу окончательного объединения двух стран, на котором будет принят и Конституционный акт Союза, а затем выборы парламента и создание прочих органов управления Союзным государством. Причем референдум, безусловно, должен пройти до конца года.
Я уже не говорю о том, что будет очень много подвижек в нормативно-правовой базе и в экономической сфере.
- Однако пока складывается такое чувство, будто процесс объединения Белоруссии и России буксует. Возьмут да и выскажутся на референдуме "не так".
- Конечно, с точки зрения простых граждан, этот процесс может казаться затянутым. Но надо понимать, что государства и союзы не возникают "вдруг". Например, Всемирная торговая организация создается с 1944 года, и она до сих пор еще не оформлена окончательно. Евросоюз формируется уже свыше 30 лет. А Союз Белоруссии и России строится седьмой год.
- Но если бы, скажем, в сентябре прошлого года в результате выборов в Белоруссии к власти пришел не Лукашенко, а прозападно ориентированный оппозиционный лидер, очень сомнительно, что он тоже стал бы скандировать: "Союзу Белоруссии и России - быть!"
- Если бы такое в Белоруссии случилось, то рано или поздно (скорее всего рано) там произошло бы то, что у нас было в России с Белым домом в 1993 году. Почему? Да потому, что мы уже экономически сцеплены друг с другом, о чем я сказал выше┘ А потом, к слову сказать, у славянских народов свой особый путь - служить вере, царю и Отечеству, а не "золотому тельцу", как на Западе.
- Украина - тоже славянский народ, но от России стремится отгородиться поскорее пограничной системой...
- Конечно, неплохо было бы, чтобы и Украина стремилась в наше славянское братство, но она всегда искала свой "особый" путь, отличный от России. Что ж, это ее право┘ Только тогда и за нефть, и газ надо платить по международным ценам. Один из членов горбачевского политбюро как-то сказал мне, что ежегодные субсидии, то есть подачки Украине, за счет энергоносителей в последние 10 лет перед развалом Советского Союза составляли от 6 до 8 миллиардов долларов в год. Продолжается эта политика и сейчас.. А пора бы уже в этом смысле строить отношения с Украиной на иных экономических плоскостях. Для меня совершенно очевидно, что это будет не только на пользу России, но и нашему Союзу.
- Президент Лукашенко продолжает бояться приватизации в своей стране. Ведь это не способствует тому, чтобы объединение наступило уже "вот-вот".
- Он боится не приватизации как таковой, а ее "российского варианта", что ему пытались неоднократно навязать. Лукашенко - за реальный аудит собственности, чтобы государство имело возможность управлять этой собственностью, даже отдав ее в частные руки, как это сделано во всем мире. В тех же США госпакет акций энергетической компании - 75%. Вот он и хочет, чтобы приватизация была проведена по международным правилам, чтобы в ней участвовали не только российские предприятия, но и мировые, чтобы все было прозрачно, чтобы явно была видна конкуренция. Он об этом и российским нефтяным и газовым магнатам заявил, когда они приезжали к нему в апреле в Минск на своих бронированных "Мерседесах". То есть он готов ввести страну в реальный рынок. И вопреки расхожему мнению мешает ему не личное отвращение к частной собственности, как это пытаются представлять в ряде СМИ, но наработка нормативно-правовой базы, вот с ней в Белоруссии действительно затянули.
- Имеется ли уже более или менее точное представление, как будет устроено Союзное государство?
- Мы стремимся построить общее государство по принципу Евросоюза. То есть это будет союз двух наших суверенно равных государств, которые добровольно передали Союзному государству ряд полномочий. Конституционный акт, который будет вынесен на референдум, предусматривает исключительную компетенцию СБР по девяти пунктам: оборонному, пограничному и таможенному, налогообложению, финансовой политике и ряду других. Предполагается, что будет президент, наделенный определенными полномочиями (кстати сказать, в Европе уже активно обсуждают вопрос, что у Евросоюза, а это 44 страны, должен быть единый президент). Или, по другому варианту, - Высший Госсовет, под эгидой которого будут действовать союзный парламент, совмин, судебная и контрольная системы.
- Определен срок введения единой валюты - 2005 год. Но чем это обернется для рядовых граждан? Очередным обменом денег?
- На последнем заседании Союзного совмина мы уже прописали по месяцам, как будет протекать этот процесс. Было подписано правительственное соглашение по введению единого платежного средства. Оно появится уже через год - максимум через полтора. Это будет, как мы между собой говорим, ЕДР - евро-доллар-рубль. А с 2005 года единым средством обращения станет российский рубль. Поэтому никакого обмена денег не предусматривается, в том числе и в Белоруссии.
- К СБР другие государства пока только присматриваются - например, Молдавия. В проекте Конституционного акта продекларировано, что они могут быть приняты в Союз? Вы убеждены, что это когда-нибудь случится?
- Когда Белоруссия и Россия объединятся и начнут жить единым государством, все поймут выгоду от такого Союза. К нему потянутся все на постсоветском пространстве, включая и Прибалтику. Там же понимают, что живут они сегодня главным образом на реэкспорте-реимпорте - и пойди он в Европу и из нее через Белоруссию (этот путь заметно короче!), Латвия, Литва и Эстония начнут нести колоссальные убытки. Да и вообще. От Владивостока до Бреста, от Ташкента до Москвы, от Тбилиси до Киева мы просто обречены жить вместе.
- И когда случится такая фантастическая идиллия?
- А это как будет складываться ценовая политика по нефти, газу. Я ведь говорю об экономическом объединении. Политическое - вряд ли возможно. Тут уже действует психология, когда посткоммунистические лидеры, оказавшиеся во главе вновь образованных государств, предпочитают следовать знаменитой индийской пословице: лучше быть головой мухи, чем, извиняюсь, одним местом слона. Они, конечно, инициировали, скажем, ЕврАзЭС. Но их мышление, на мой взгляд, с тех пор все равно не изменилось.