В азербайджанском селении Нардаран объявлен трехдневный траур. Здесь прощаются с погибшим в ночь на 4 июня Алигасаном Агаевым. На похороны односельчанина, которого называют шахидом (безвинной жертвой), пришли все от мала до велика. Отдать дань уважения покойному приехали жители соседних селений, представители азербайджанской оппозиции и просто рядовые граждане, потрясенные случившимся. Не было здесь лишь представителей районных властей. Ситуация в селении по-прежнему остается напряженной. Власти предпринимают меры по недопущению распространения возможных беспорядков на соседние населенные пункты. Все подступы к Нардарану заблокированы полицейскими кордонами.
Селение Нардаран, что в 40 км от Баку, часто называют азербайджанским Палермо. И это отчасти соответствует действительности. Традиционный нардаранский пейзаж - лазурное море, узкие запыленные дороги, деревья инжира, дома, построенные из знаменитого апшеронского известняка, глухие белые заборы, на многих из которых написаны изречения из Корана. Главная отличительная черта селения - его жители. Сурового вида мужчины с обветренными лицами обычно немногословны. Нардаран отличается строгостью нравов. Здесь особо почитают старших, и аксакалы - это самые уважаемые в селении люди. Нардаранцы отличаются религиозностью. Как известно, одна из главных заповедей для верующего человека - терпение. Но, видно, оно иссякло.
Жители поселка, расположенного в 30 минутах езды от Баку, устали жить без газа, света и, самое главное, без работы. Именно это стало причиной того, что нардаранцы уже несколько месяцев кряду выходят на главную площадь селения. И если раньше власти вели с сельчанами диалог, обещая решить накопившиеся проблемы, то 3 июня разговора не получилось. Все началось с того, что восемь нардаранских аксакалов отправились в администрацию Сабунчинского района с просьбой об освобождении семерых земляков, которым инкриминируется попытка оказать давление на представителя своего поселка в районной администрации Фазилета Мирзоева (7 мая нынешнего года они пытались заставить его уйти с занимаемой должности). Однако намерения старейшин возымели неожиданный результат - они были задержаны и препровождены в отдел по борьбе с бандитизмом и терроризмом и ГУП Баку.
Расценив ситуацию как попытку переворота местного значения, власти приняли решение о вводе в селение подразделений полиции и внутренних войск. Присутствие в Нардаране более 700 вооруженных стражей правопорядка вызвало негодование местного населения, дополнительно усиленное задержанием представителей совета старейшин селения. Толпа требовала их освобождения, в ответ полицейские применили дубинки. В стражей порядка полетели булыжники и бутылки с зажигательной смесью, после чего по нардаранцам был открыт огонь из автоматического оружия.
Жертвой стал 53-летний житель селения, отец пятерых дочерей Алигасан Агаев. Он умер от полученных ран в машине "скорой помощи". Более 20 нардаранцев были ранены, многие получили травмы. Есть пострадавшие и среди полицейских. По официальным данным, травмы различной степени тяжести получили 49 стражей порядка. Однако этим дело не ограничилось. Пытаясь выдворить полицейских из селения, нардаранцы сожгли четыре автобуса и восемь легковых автомобилей.
Двое зачинщиков беспоpядков были аpестованы. МВД и пpокуpатуpа завеpяют, что все пpотивопpавные действия будут пpесечены, а их оpганизатоpов привлекут к ответственности. Накал страстей в Нардаране не спадает. В селении, оцепленном полицией, введен пропускной режим. Его жители говорят, что будут продолжать акцию неповиновения до тех пор, пока все их требования не будут удовлетворены. Между тем спустя чуть менее суток после кровопролития была возобновлена подача газа в селение. Но сейчас это вряд ли обрадует людей, которым пришлось заплатить за газ слишком высокую цену.
Сразу после событий в Нардаране Гейдар Алиев провел закрытое заседание с главами силовых ведомств. Понятно, что рано или поздно случившемуся будет дана справедливая оценка и виновные будут наказаны. Однако наказание должны понести не только нардаранцы, а еще и те, кто ввел в селение внутренние войска и дал команду стрелять.
"Маленькое село Нардаран - это большая опасность для властей", - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" политолог Зардушт Али-заде. По его словам, каждый протест, имеющий четкую социальную подоплеку, рассматривается властями как происки врагов.
События в селении Нардаран потрясли республику. Власти и оппозиция сразу же начали обмениваться взаимными обвинениями. По мнению ряда депутатов милли меджлиса, именно посещения этого бакинского пригорода некоторыми лидерами оппозиции спровоцировали сельчан на столь радикальные действия. "Убедившись в неспособности прийти к власти демократическими методами, оппозиция встала на путь незаконных действий", - считает депутат от правящей партии Муса Мусаев. Hа вчерашнем заседании милли меджлиса он обвинил лидера партии "Мусават" Ису Гамбара в организации беспорядков в Hардаране и потребовал привлечь его к ответственности. Доказательством причастности Гамбара к трагедии Мусаев считает посещение им поселка 29 мая.
Лидер реформаторского крыла партии Hародного фронта Али Керимли потребовал от властей дать разъяснения по поводу кровавых событий, назвав их "преднамеренной провокацией властей".
Демократическая партия Азербайджана расценила события в поселке Нардаран как "логический итог антинародной политики властей". В ее заявлении отмечено, что режим Гейдара Алиева и ранее неоднократно подавлял недовольство мирных граждан грубой силой, как это было в Шеки, Гобустане, Нехраме и других местах. Демпартия потребовала немедленного привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц, которые руководили операцией в Нардаране. Одновременно Демпартия призвала Гейдара Алиева не доводить дела до гражданского противостояния и добровольно отдать "узурпированную власть".
Решительно выступила в связи с нардаранскими событиями и Организация освобождения Карабаха. "Власти ответили на социальные требования населения силой. У правящего режима нет морального права далее оставаться у власти", - сказано в заявлении.
Баку