- Аскар Акаевич, как вы оцениваете сложившуюся сегодня в Киргизии внутриполитическую ситуацию?
- Нынешняя тревожная весна подвела нашу страну к необходимости перехода к новому этапу демократического развития. С марта республика живет в обстановке высокого политического напряжения. В стране и за ее пределами высказываются различные, нередко пристрастные суждения о характере происходящих процессов. Порой говорят о тотальном политическом, гражданском, социальном кризисе, о том, что Киргизия якобы находится на пороге гражданской войны. Я с подобными оценками согласиться не могу. Речь в действительности идет о сложном, противоречивом, конфликтном процессе. Все это так, но ведь ни в одной из постсоветских стран для демократии не проложено гладкой, отшлифованной дорожки.
Напомню, что поводом к происходящему стали события в одном из южных районов республики. Местные власти, столкнувшись с возбужденной подстрекательскими лозунгами группой манифестантов, уклонились от демократических методов разрешения конфликта: милиция применила оружие, были жертвы. Этот факт эхом отозвался по всей стране.
В эти дни я был с официальным визитом в Германии и Швеции. По возвращении я освободил от занимаемых постов глав администраций области и района, а также руководителей местных органов правопорядка, несущих прямую вину за применение силы. Была незамедлительно создана государственная комиссия для выявления истины и конкретных лиц, виновных в трагическом повороте дел.
22 мая на заседании Совета безопасности, прошедшем вопреки обычной практике в условиях полной открытости для СМИ, были приняты принципиальные решения. В отставку были отправлены премьер-министр и все члены правительства, освобождены от занимаемых постов руководитель администрации президента, министр внутренних дел и его первый заместитель. Решение вопроса о Генпрокуроре отложено до следующего заседания Совбеза для доведения до конца расследования возбужденных уголовных дел.
- Поможет ли все это реально стабилизировать ситуацию?
- Убежден, что раздача даже самых строгих наказаний по принципу "всем сестрам по серьгам" не решает вопроса. Главное - извлечь из происшедшего уроки, чтобы в будущем избежать возникновения аналогичных экстремальных ситуаций.
- Повод, приведший к трагедии, очевиден, но каковы, на ваш взгляд, истинные причины столь острого кризиса?
- Я много размышлял над этим вопросом, не раз выступал перед общественностью, анализируя эту проблему. Всесторонний анализ был проведен и Советом безопасности. И вот к каким выводам мы пришли.
За годы независимости в республике создан прочный демократический фундамент и сформированы демократические институты. У нас активно, а порой и агрессивно действует оппозиция. Существует множество оппозиционных и независимых СМИ, нет политзаключенных и узников совести. Все это создало во властных структурах обстановку известной самоуспокоенности. Подействовали убаюкивающие разговоры о "Киргизии как островке демократии". В то же время было упущено из виду, что в органах власти и правоохранительных структурах еще далеко не все работники глубоко осознали и внутренне прониклись требованиями демократии. Те же явления наблюдаются и среди оппозиции. В ее поведении нередко возникают эксцессы. Когда накопилась критическая масса горючего материала, указанные факторы проявились на практике и привели к беде. Я убедился, что развитие демократии требует постоянных импульсов и жесткого контроля. Для прочного закрепления демократических традиций нужны новые вдохновляющие идеи и институты, способные проводить их в жизнь.
- Что конкретно имеется в виду?
- Сошлюсь на хорошо известный россиянам пример. В первые годы независимости в Киргизии приобрела значительную остроту проблема межнациональных отношений. Усилилась миграция, особенно славянского населения. Стали просматриваться тенденции, способные погубить первые ростки демократии. В то время я выдвинул национальную идею "Кыргызстан - наш общий дом". В ее развитие был осуществлен большой комплекс организационных и общественно-политических мероприятий. Начала работать "Ассамблея народа Кыргызстана", был создан Славянский университет, осуществлен широкий круг мер по защите интересов русскоязычного населения.
В июле 2000 года мы с президентом Путиным подписали Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и партнерстве двух стран. В прошлом году русскому языку в республике был придан статус официального. В совместной антитеррористической борьбе киргизско-российские союзнические отношения еще больше укрепились. Национальная идея "Кыргызстан - наш общий дом" подкреплялось регулярными практическими усилиями. Это определило успех.
Анализируя развитие демократического процесса в Киргизии, я вижу, что общая линия на развитие демократии не сопровождалась наполнением и укреплением демократических процессов новыми концептуальными подходами, практическими мерами. Возникла необходимость в новой мобилизующей национальной идее, способной сплотить общество, укрепить гражданский мир и согласие. В ней должны найти отражение и уроки нынешней весны. Это должна быть идея, направленная на защиту прав человека. Именно права человека были грубо попраны в ходе трагических мартовских событий.
- Выступая в конце мая в парламенте республики, вы говорили о необходимости преобразований. В чем вы видите их суть?
- Идею, выдвинутую мною в парламенте, можно коротко сформулировать как "Кыргызстан - страна прав человека". Новая национальная демократическая идея устремлена в будущее и должна послужить мощным мобилизующим фактором для всех действующих на общественно-политической сцене Киргизии сил - органов исполнительной власти всех уровней, парламента, общественно-политических партий и движений, средств массовой информации, каждого гражданина. Новая национальная идея должна быть подкреплена соответствующими рычагами ее реализации. В этой связи возникает мысль о разработке общественными силами "Демократического кодекса Кыргызской Республики", который стимулировал и поощрял бы демократические процессы, предусматривал меры воздействия в отношении нарушителей прав человека.
Наполнение новой концепции организационными рычагами могло привести со временем к созданию общественного Совета демократической безопасности. В международных организациях существует традиция своего рода "советов мудрецов". В их состав выдвигаются умудренные знаниями и опытом эксперты. Так и Совет демократической безопасности республики может быть сформирован из наиболее уважаемых в обществе людей, известных своими твердыми демократическими убеждениями, свободных от политических и карьерных страстей и устремлений. Мнение такого общественного органа в морально-политическом плане может быть сопоставимо с решениями Совета безопасности по государственной линии.
Действующая в республике Ассамблея народа Киргизии может стать тем органом, в рамках которой можно организовать разработку Демократического кодекса и определить процедуру выдвижения членов Совета демократической безопасности. Будет также введен пост омбудсмена, которого мы намерены именовать Национальным комиссаром по правам человека.
- Сегодня в Киргизии формируется новое правительство. Каковы в данном случае критерии подбора кадров?
- Требования высокого профессионализма поставлены при подборе персоналий в один ряд с твердыми демократическими убеждениями, приверженностью правам человека. И, разумеется, при этом подчеркивается требование личной и политической чистоты и незапятнанности, неподверженности коррупции и гражданской коррозии.
Премьер-министром Киргизии стал русский по национальности Николай Тимофеевич Танаев, показавший за время работы хорошие организаторские качества. Именно он был председателем Госкомиссии по расследованию трагических мартовских событий, что свидетельствует о его авторитете. Первым вице-премьером назначен киргиз по национальности Осмонов, юрист, являвшийся в последнее время депутатом парламента. Он известен в республике твердыми демократическими убеждениями. В самом факте выдвижения этих людей к руководству правительством проявилась роль двух национальных идей - "Кыргызстан - наш общий дом" и "Кыргызстан - страна прав человека".
В наше правительство пришла новая команда. Я не ставил цели, чтобы она была, как иногда говорят, "моей командой". Я готов работать с любым коллективом, если во главу угла ставятся интересы государства и общества. Говоря о новом составе кабинета, нередко применяют термин "коалиционное правительство". По моему мнению, на современном этапе наилучшей коалицией является такая, в которой объединяются и сочетаются профессионализм, мудрость, интеллект, гражданская и политическая зрелость, умение организовать дело и работать в коллективе, личная честность. И первейшее место в такой коалиции качеств отводится демократическим убеждениям, стремлению в любом государственном деле видеть и учитывать демократические интересы людей и общества в целом. Права человека в этом перечне занимают ведущее место и составляют нашу высшую цель.