Вялотекущее урегулирование карабахского конфликта вступает в очередную фазу активизации. На сей раз, кажется, сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ в лице России, США и Франции, преодолев свои разногласия, преисполнены решимости "дожать" конфликтующие стороны, сделав им предложения, от которых ни Баку, ни Ереван, ни Степанакерт "не смогут отказаться". Оптимистические прогнозы наблюдатели обосновывают ссылкой на то, что в последнее время участились много- и двусторонние встречи и консультации на разных уровнях, в ходе которых якобы удалось ощутимо сблизить позиции сторон.
Правда, в Армении и Нагорно-Карабахской Республике, занятых подготовкой соответственно к парламентским и президентским выборам, миротворческую проблематику предпочитают обсуждать не слишком активно. Принципы урегулирования всегда имели здесь колоссальное внутриполитическое значение, от подходов к ним зависит судьба любого деятеля. Зато азербайджанские СМИ изобилуют материалами на эту тему.
Так, бакинская газета "Зеркало" утверждает, что посредники представили модернизированный план мирного соглашения, и президент Гейдар Алиев расценил эти предложения как "достойные рассмотрения", тогда как их предыдущие инициативы, предусматривающие создание Азербайджаном и НКР "общего государства", были в целом одобрены Ереваном и Степанакертом, но отвергнуты Баку. Впрочем, известно, что принципиальных изменений миротворцы в свои разработки никогда не вносят, оставаясь в плоскости традиционных представлений. В частности, карабахцы должны будут освободить так называемую зону безопасности вокруг НКР - шесть районов, кроме Лачинского коридора, связывающего Карабах с Арменией. Армянская сторона никогда против этого не возражала, однако увязывала отвод своих подразделений с гарантиями безопасности для НКР.
Этот ключевой для урегулирования вопрос согласно публикациям в азербайджанских газетах ныне стал обрастать знаменательными деталями, такими, как возможность ввода в регион конфликта международных миротворческих подразделений, которые будут призваны гарантировать неприкосновенность Лачинского коридора. Об этом на днях заявил посол
ОБСЕ в Армении Рой Рив. Подобные планы, которые в теории вынашиваются уже не первый год, стали приобретать зримые очертания.
В Баку подчеркивают, что Ереван скептически относится к такой возможности, так как среди миротворцев могут оказаться турецкие подразделения, ведь Анкара - член МГ ОБСЕ. Поэтому пребывание миротворцев может носить временный характер. В ответ посредники предлагают осуществить давно муссирующийся вариант обмена территориями, что неприемлемо для Армении, поскольку она лишится общей границы с Ираном. На этом фоне дислокация миротворцев выглядит более приемлемым вариантом, против которого Армения скорее всего в конечном итоге возражать не станет.
Разумеется, этим предложения посредников далеко не исчерпываются. При любом развитии событий Карабах де-юре остается в составе Азербайджана, но, собственно, ничего другого ожидать и не приходилось. Президент Роберт Кочарян в контексте данной проблематики на днях высказался в том смысле, что главное - это фактическая независимость и безопасность Карабаха. Что косвенным образом свидетельствует об определенном промежуточном успехе посреднической миссии. Ведь острый внутриполитический кризис 1998 года в Армении, завершившийся отставкой первого президента Левона Тер-Петросяна, был связан именно с тем, что армянский лидер был склонен согласиться с формальным пребыванием НКР в составе Азербайджана. С другой стороны, в Баку, как то следует из материалов местных СМИ, видимо, смирились с неизбежностью предоставления Карабаху статуса, на деле исключающего вертикальное подчинение Степанакерта бывшей метрополии.
Вероятно, заговорив о "мирном пересмотре границ", посредники заведомо уверены в невозможности их реализации, что делает безальтернативным ввод международных сил, а их "временная" миссия неизбежно затянется. Это вполне укладывается как в подходы, реализуемые США в центральноазиатских государствах СНГ в рамках антитеррористической операции, так и в контекст новых взаимоотношений России с НАТО.