Вчерашнее заявление министра госбезопасности Грузии Валерия Хабурдзания наделало немало шума. Глава МГБ признал наличие в Панкисском ущелье, "в его верхней, высокогорной части, от 600 до 700 вооруженных лиц, проникших в этот район страны из соседней Чечни". Причем среди этих вооруженных людей есть и выходцы из арабских стран - около 100 человек. Хабурдзания пояснил, что "большинство из них проникли в Грузию опять же из Чечни, а часть арабов попала в ущелье в последние годы под видом представителей либо гуманитарных, либо религиозных организаций".
Уже на следующий день министру госбезопасности пришлось объясняться, и Хабурдзания не скрывал удивления: о наличии в ущелье вооруженных отрядов чеченцев и тех же арабов он говорил еще в конце зимы, но почему-то именно нынешнее заявление привлекло к себе пристальное внимание и журналистов, и политиков.
- Возможно, ажиотаж вызвали названные мною цифры - около 800 людей с оружием, - сказал Хабурдзания. - Они периодически передвигаются либо по горам вдоль чеченского участка грузино-российской границы, либо же уходят в Чечню и возвращаются. Повторяю, новости, а тем более сенсации в этой информации нет.
Хабурдзания подтвердил, что проблема чеченцев в Панкиси по-прежнему остается головной болью для Грузии. Как должны решать эту проблему власти? "Многое связано с американской программой обучения и оснащения грузинских спецподразделений антитеррора, - говорит глава МГБ Грузии. - Эта программа ведь и задумывалась как сугубо антитеррористическая. Но это не означает, что по ее завершении грузинские спецподразделения тут же приступят к проведению неких операций именно в Панкисском ущелье. Такой вариант существует, но только как вариант".
Более перспективным и реальным Хабурдзания называет путь переговоров с находящимися в Панкиси вооруженными людьми. Им, в частности, в ультимативной форме предлагается сложить оружие. Тогда, говорит министр, они снова станут обычными беженцами. В этом, по его словам, и заключается "давление властей Грузии" на боевиков.
- Версия же, распространенная по каналам "Ассошиэйтед пресс", действительно воспринимается как сенсация, - говорит Хабурдзания, - в предельно сжатом варианте мои слова действительно можно интерпретировать так: власти Грузии общаются с боевиками, предлагают им некие "мягкие" варианты. Это не так. Позиция Тбилиси в этом вопросе достаточно жесткая: незаконных вооруженных формирований на территории страны быть не должно, в том числе в Панкисском ущелье. Думаю, в ближайшее время число вооруженных людей в Панкиси существенно сократится. Как, в какой форме это произойдет - тут, как говорится, возможны варианты. Не исключено, что часть этих людей вернется на российскую территорию. Для нас важен результат. Главное, чтобы они ушли из Грузии и не создавали властям страны ненужных проблем.
Одновременно в беседе с корреспондентом "НГ" председатель госдепартамента разведки Грузии генерал Автандил Иоселиани подтвердил, что и по линии его ведомства информация о наличии в Панкисском ущелье отрядов чеченских боевиков, а также арабских наемников проходила. Но, по данным разведки, речь не шла о таком порядке цифр - о сотнях боевиков, десятках арабов. Впрочем, отметил генерал, у МГБ на этот счет скорее всего более точные данные - их сотрудники работают непосредственно в Панкисском ущелье.
"Панкисская воронка", открытая в конце 1999 г. грузинскими властями из сугубо гуманных, надо полагать, соображений, приняла всех - и женщин, стариков, детей, и людей, под категорию "несчастных беженцев" никак не подпадавших. В Тбилиси их наличие слишком долго отрицали, потом все же признали: боевики в Панкисском ущелье есть. И сегодня именно из-за Панкисского ущелья Грузия все чаще попадает на первые полосы газет. Еще в феврале об опасности, исходящей из этого района страны, говорил и исполнявший тогда обязанности посла США в Грузии Филипп Ремлер. Американский дипломат заявил, что в ходе американской операции возмездия "из Афганистана сумели уйти и укрыться на Кавказе несколько десятков моджахедов".
Такого варианта развития событий в Тбилиси, открывая границу для беженцев, не просчитали. Между тем после 11 сентября Вашингтон вплотную взялся за террористов, где бы они ни находились. Грузия оказалась в числе таких стран - благодаря пресловутой "панкисской воронке", которая сразу вышла из-под контроля Тбилиси. На фоне всего этого странно звучат утверждения наблюдателей от ОБСЕ, контролирующих чеченский участок границы, что за последние месяцы никаких нарушений, никаких незаконных переходов не зафиксировано. Да и российские пограничники не раз заявляли, что, со своей стороны, закрыли этот участок наглухо┘
Тбилиси