В Кишиневе вот уже полмесяца тихо. Место, на котором располагался палаточный городок манифестантов Христианско-демократической народной партии, поросло травой. В заявлениях официальных деятелей за последнее время не наблюдалось выпадов в отношении оппозиции. Связано это главным образом не с майскими праздниками, а с принятой еще до них резолюцией ПАСЕ, рекомендовавшей парламенту, правительству и оппозиции принять конкретные меры для преодоления политического кризиса в Молдавии.
Майское затишье способствовало тому, что стороны смогли спокойно оценить ситуацию. Напомним, что перечень рекомендаций молдавским властям выглядит довольно внушительно: в частности, до 31 июля они должны зарегистрировать Бессарабскую митрополию, представить Совету Европы на юридическую экспертизу новые Уголовный и Административный кодексы, предоставить государственной компании "Телерадио-Молдова" статус общественной организации. Предусмотрены были также отказ от обязательного изучения русского языка со второго класса и введение предмета "История Молдовы" (вопрос, который официальный Кишинев уже давно решил без Страсбурга). Оппозиция же взамен должна прекратить акции протеста в Кишиневе. Что она в конце апреля и сделала. Дело теперь за Ворониным. И лидер ХДНП Юрий Рошка намерен внимательно отслеживать, как власти будут выполнять касающиеся их предписания ПАСЕ.
Однако пока неясно, в какой последовательности Воронин начнет воплощать в жизнь страсбургские рекомендации. У него было достаточно времени, чтобы оценить их и понять, что фактически все до единого они совпадают с известными претензиями Рошки. Не случайно последний назвал результаты обсуждения в Страсбурге "грандиозным успехом оппозиции".
Страсбургские дивиденды коммунистов действительно не кажутся значительными. Особенно если рассматривать их в ракурсе того социологического опроса, который провели в апреле румынские эксперты (а их трудно заподозрить в симпатиях к коммунистам). Выяснилось, что Воронину выразили доверие 73% респондентов. Эта цифра вызвала шок у оппозиционных структур, ожидавших куда более скромного результата. Согласно тому же опросу, только 8% респондентов назвали своим родным языком румынский, в то время как русский язык считают родным вдвое большее количество населения. И если при этих условиях официальный Кишинев начнет следовать рекомендациям ПАСЕ, он будет вынужден отступить от той линии, которая проводилась после прихода к власти Воронина. И каким тогда идти курсом, совершенно непонятно.
В любом случае молдавскому президенту придется лить воду на мельницу Бухареста, который довольно успешно пролоббировал свои "общеевропейские" интересы. Не исключено, что Румыния уже в ближайшее время начнет будоражить ситуацию вокруг Бессарабской митрополии, благо ХДНП в любую минуту готова оказать ей в этом подмогу.
Москва же, как представляется, только начинает приглядываться к возникшей ситуации. Хотя уже сейчас видно, что она в явном проигрыше, ибо позиции русского языка в Молдавии ослабли как никогда. В майские дни между праздниками людей в ряде учреждений, даже в больницах, принуждали заполнять необходимые документы исключительно по-румынски.
Один из молдавских политиков заявил "НГ": "Совершенно очевидно, что, когда оппозиция говорит, что борется за укрепление государственного языка, она фактически борется за свое право не знать русского - вопреки принципу билингвизма, который гарантируется в стране внутренним законодательством и соответствует общепринятым международным нормам". Понятно также и то, что пока те, кто считают себя патриотами, будут ратовать за изучение лишь одного языка, в Молдавии всегда будет оставаться поле для будущих конфликтов.
Сегодня при поддержке европейских структур в Молдавии восторжествовала охлократия, которая продиктовала свою волю, невыгодную по большому счету для страны. Если Воронин приступит-таки к выполнению вышеупомянутых решений, то с идеей укрепления молдавской государственности ему придется расстаться незамедлительно. Похоже, глава государства ждет, какой совет в данной ситуации даст ему российский президент (а тому до молдавских ли проблем, особенно после Каспийска?). Но скорее всего молдавскому лидеру придется уповать главным образом на собственную политическую мудрость. В конце концов затишье в стране (даже временное) можно использовать с немалой выгодой.
Кишинев