Сегодня завершается официальный визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Иран. По многим причинам поездка азербайджанского лидера в соседнюю страну привлекает пристальное внимание аналитиков.
Не секрет, что отношения двух государств складываются весьма непросто. Тегеран недоволен позицией Баку по вопросу статуса Каспия, еще больше Ирану не нравится нефтяная стратегия Азербайджана, который активно лоббирует интересы США. Постоянным фактором раздражения и беспокойства персов является и 30-миллионное азербайджанское население Ирана, которое с каждым днем усиливает борьбу за свои права и свободы. Сегодня ситуация складывается таким образом, что проблема нарушения прав этнических азербайджанцев в Иране поднимается на уровне конгресса США, причем Запад дает понять, что не станет равнодушно наблюдать за тем, как в Иране "завинчивают гайки". Вашингтон открыто заявляет, что, если Иран и впредь будет игнорировать необходимость либеральных преобразований, это способно привести к введению санкций и последующей изоляции страны. В результате актуализируется угроза унитарному государственному устройству Ирана.
Проводником американских инициатив может стать Азербайджан. Его важное геостратегическое положение и усиливающаяся роль в регионе дают основание для подобных выводов. В этой связи визит президента Алиева в Тегеран, напомним, откладывавшийся до этого уже несколько раз, может стать знаковым событием. В Баку не исключают, что поездка была согласована с США и Россией, которые заинтересованы в нейтрализации Ирана. Понимая, что угроза единству страны возрастает, Тегеран также заинтересован в налаживании отношений с Западом. Однако демонстрировать это открыто иранские власти не хотят.
В ходе первого официального визита главы Азербайджана в Иран было подписано свыше 10 межгосударственных и межправительственных соглашений, определяющих основные направления сотрудничества. Впрочем, переговоры не обошлись без казуса. Так, обсуждая каспийскую проблематику, президент Ирана Мухаммед Хатами назвал Каспий "Мазандаранским озером", чем очень всех удивил: этот термин никому в мире не знаком. Гейдар Алиев сразу ответил, что никто "не знает и не признает этого названия".
Впрочем, подобные заявления иранской стороны объяснимы. Не нашедший поддержки ни одной из прикаспийских стран в вопросе деления озера-моря, Тегеран к тому же явно раздосадован недавними российско-казахстанскими соглашениями по разделу и эксплуатации северной части водоема. В этой связи президент Хатами заявил, что его страна против каких-либо двусторонних соглашений и "провокационных" действий на Каспии. Но скорее всего недовольство Ирана не помешает подписанию нынешним летом аналогичного соглашения между Москвой и Баку. О поддержке подобных инициатив Штатами высказался спецпосланник госдепа по Каспийскому региону Стивен Манн, на днях побывавший в Баку. "Должен признать, что на севере Каспия данная проблема решается более активно, нежели в центре и на юге. Азербайджан, Россия и Казахстан наиболее реалистичны в своих подходах", - отметил американский дипломат.
Кстати, накануне визита Алиева стало известно, что по-прежнему остается нерешенным вопрос об открытии азербайджанского консульства в Тебризе - столице иранской провинции Северный Азербайджан. Этот вопрос до сегодняшнего дня был одним из наиболее деликатных и, как оказалось, наиболее сложным для Баку и Тегерана. Вообще стороны старались обходить проблемы, связанные с положением этнических азербайджанцев. На официальном уровне в Баку говорят, что это внутреннее дело Ирана и любое муссирование темы властями может быть интерпретировано как вмешательство в дела другого государства. Однако подобная позиция азербайджанского руководства далеко не означает, что данной проблемы не существует вовсе. Еще при отлете из Баку Алиеву был задан вопрос, намечены ли встречи с иранскими азербайджанцами, на что президент дипломатично ответил, что "часть государственных деятелей Ирана - азербайджанцы и он встретится с ними". К слову, духовный руководитель Ирана Али Хаменеи - также азербайджанец по национальности.
"Положительным шагом" назвал официальный визит Алиева в Иран эксперт Хикмет Гаджи-заде. "Иран - очень сложная страна, азербайджано-иранские отношения непросты. Не следует сбрасывать со счетов перманентную революционную ситуацию и клерикальный характер власти в этой стране", - подчеркнул он. Однако эксперт скептически оценил возможность каких-либо скорых позитивных результатов: "Будучи 60-миллионной страной, Иран не сможет сразу же изменить своего "боевого настроя" к соседнему Азербайджану". По словам Хикмета Гаджи-заде, визит главы официального Баку скорее всего инициирован США. "Если в будущем отношения США и Запада с Ираном как-либо осложнятся, Азербайджан может стать наиболее удобным политическим, военным и пропагандистским плацдармом для борьбы с клерикалами", - подчеркнул эксперт.
По мнению аналитика Зафара Гулиева, визит Гейдара Алиева был согласован с США и Россией, которые пытаются добиться от Ирана целого ряда уступок. "Геополитические тучи над Ираном сгущаются с каждым днем. Будучи страной, поддерживающей терроризм в Палестине и Нагорном Карабахе, Иран не получит поддержки ведущих государств мира. Он попросту загнан в угол", - подчеркнул Гулиев. Касаясь возможности расширения деятельности антитеррористической коалиции, аналитик отметил, что в случае проведения каких-либо акций против Ирана США скорее всего будут использовать как плацдарм Азербайджан и Грузию. В борьбе с терроризмом США сделают заложниками 30-миллионное азербайджанское население Ирана, что может иметь серьезные последствия и привести к дестабилизации в регионе в целом, полагает эксперт.
Баку