Совещание министров обороны стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Москве началось с тщательно завуалированного скандала. На встречу с коллегами из России, Казахстана, Китая, Киргизии и Таджикистана вчера не прибыл глава оборонного ведомства Узбекистана Кадыр Гулямов. Официальное объяснение выглядит неприкрытой отговоркой: поездке в Москву помешала "большая занятость министра, вызванная техническими накладками". И это при том, что, по словам руководителя МО РФ Сергея Иванова, Кадыр Гулямов предварительно известил его, что "по объективным причинам принять участие в совещании не сможет".
Это полностью опровергает одну из расхожих версий, будто поездке помешала банальная бюрократическая проволочка узбекских чиновников. Тем более что источники в штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ связывают отказ узбекских военных от участия в московском совещании с решениями, принятыми накануне в рамках Договора о коллективной безопасности. Как известно, Ташкент еще три года назад высказал свое мнение по поводу ДКБ, попросту выйдя из этой организации. Напротив, в ШОС Узбекистан вступил прошлым летом.
Напомним, что ШОС возникла в 2001 г., но как наследница "Шанхайской пятерки" имеет определенную предысторию. В эту региональную организацию, созданную по инициативе Москвы и Пекина, ныне не прочь вступить Пакистан, Индия и Иран. В тесном сотрудничестве с ней явно заинтересованы и страны АСЕАН. А главное - это то, что уже сегодня все большие роль и вес в организации приобретает Китай, весьма настороженно относящийся к ставшему очевидным евроатлантическому выбору России.
Думается, в этом и кроется истинная причина разочарования Ташкента и его нежелания углублять свое участие в ШОС. Ведь под неафишируемым, но весьма ощутимым влиянием восточного гиганта организация вполне может трансформироваться в структуру, способную сыграть роль противовеса американским интересам и планам в Центральной Азии. Между тем вопреки достаточно расхожему мнению усиление военно-политического влияния Вашингтона в этом регионе продиктовано отнюдь не столько стремлением Штатов противостоять России на постсоветском пространстве, сколько их желанием создать плацдарм в предвидении неизбежного в перспективе противостояния с Китаем. И Узбекистан, активно углубляющий многостороннее сотрудничество с США, просто обязан учитывать все эти обстоятельства.
Кроме того, на позиции Ташкента, как уже отмечалось, вполне могло сказаться позавчерашнее решение о трансформации ДКБ в четко структурированный военно-политический альянс. По мнению руководителя Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского, президент Белоруссии Александр Лукашенко вполне ощутимо дал понять, что возникло нечто вроде "анти-НАТО". Разумеется, Владимир Путин поспешил по возможности смягчить откровения белорусского коллеги, а Игорь Иванов пообещал, что Россия поможет союзникам по ДКБ в их возможном сближении с Североатлантическим альянсом. "Но сама идея превращения ДКБ в пакт со стороны Путина имела смысл если не уступки, то сигнала оппонентам, которые обвиняют российского лидера в слишком тесном сотрудничестве с НАТО. Он, видимо, хотел ограничиться психологической демонстрацией, а Лукашенко показал, что логика такого союза будет неизбежно вести к конфронтации с НАТО, кстати, в полном противоречии с наметившимся в Рейкьявике процессом". В этой связи политолог полагает, что узбекское руководство решило дистанцироваться от любых процессов, способных приобрести антизападный характер: ведь было же заявлено, что ДКБ станет тесно сотрудничать с ШОС.
В сложившихся условиях не вполне понятно, какая судьба ожидает предстоящий в начале лета в Санкт-Петербурге саммит ШОС, в ходе которого лидеры стран-участниц намеревались подписать Хартию этой организации - документа, призванного поставить работу в рамках "шестерки" на постоянную основу и завершить договорно-правовое оформление этого объединения. Однако колебания Москвы между сторонниками и противниками сближения с Западом порождают, как видим, нескрываемые опасения в Ташкенте, который свой выбор сделал и явно намерен твердо его придерживаться, даже несмотря на опасность впасть в немилость у Пекина. Вероятно, в Узбекистане пришли к убеждению, что союзнические отношения с США и НАТО являются панацеей от любых возможных угроз национальной безопасности.
Что касается самой встречи в Москве, то все полагающиеся в подобных случаях декларации были добросовестно озвучены. Как заявил Игорь Иванов, "мы не дружим против кого-либо, а дружим между собой, чтобы сделать этот регион более безопасным, более стабильным". По его словам, участниками совещания была продемонстрирована "единая точка зрения на ситуацию в Афганистане. Все считают, что необходимо активно поддержать временную администрацию Афганистана, чтобы страна стала дружественной, нейтральной по отношению ко всем государствам мира, прежде всего по отношению к своим соседям". Еще более оптимистичен был руководитель военного ведомства Китая Чи Хаотянь, расценивший московскую встречу как "полный успех". При этом он подчеркнул факт "укрепления и углубления сотрудничества стран ШОС в военно-политической области". И, кажется, данное обстоятельство больше всего и тревожит Ташкент и его новых стратегических союзников.