Главным содержанием деятельности новой Верховной Рады Украины четвертого созыва, которая начала во вторник свою работу, станет подготовка страны к жизни после Кучмы. Именно от этого состава парламента зависит, удастся ли президенту Леониду Кучме реализовать российский вариант преемничества или Украина пойдет "другим путем".
Ситуация к началу работы нового парламента сложилась теоретически взрывоопасная: президент - "хромая утка" и парламент без стабильного пропрезидентского большинства, зато с несколькими потенциальными претендентами на пост главы государства в своем составе. Это гарантирует жесткую борьбу, прежде всего по вопросу, в каком направлении будет двигаться страна в последний период правления нынешнего президента и в начальный - президента будущего. А кроме того, и по проблеме самих сроков выборов, поскольку оппозиция настойчиво продвигает идею объявления импичмента президенту и не оставляет надежд получить поддержку 2/3 депутатского корпуса в этом вопросе.
Комментируя в конце предыдущей сессии перспективы нового парламента, большинство депутатов Верховной Рады третьего созыва весьма сдержанно оценивали возможности новых победителей парламентского забега выступить "быстрее, выше, сильнее", нежели команда образца 1998 г. Первые итоги совместной работы шести партий и блоков нового парламента (блоки Юлии Тимошенко, Виктора Ющенко, "За единую Украину!", Компартия, Социал-демократическая партия Украины (объединенная) и Соцпартия) самих лидеров фракций также не впечатляют. Так, лидер коммунистов Петр Симоненко серьезно сомневается в способности своих коллег принять Налоговый кодекс, закон о Кабинете министров и другие важные законы, перешедшие нынешним парламентариям в наследство от предшественников.
Его "антипод" - реформатор Виктор Ющенко - также уже практически похоронил надежду создать в ближайшее время стабильное большинство в парламенте, которое позволило бы реализовать его мечту о ремейке польского "экономического чуда" на Украине. Теперь он говорит о возможности создания "тактических большинств" для реализации тех или иных целей.
С другой стороны, большинство украинских политологов считают, что президентские выборы в стране начались еще 2 апреля. И пока практически все претенденты на этот пост (по версии тех же политологов) прописались именно в парламенте. Тут и Ющенко, и Медведчук, и Тигипко, и Литвин...
Таким образом, высший законодательный орган страны будет разрываться между своим прямым предназначением - принимать законы - и стремлением поучаствовать в переделе сфер влияния, которое практически неизбежно по мере приближения эпохи "Украины после Кучмы". А предыдущий опыт депутатских метаний показывает, что совмещать эти два занятия, причем с пользой для страны, избранникам народа не очень-то удается.
"Формально в экономической части и "За единую Украину!", и "Наша Украина", и блок Тимошенко, и СДПУ(о) особых разногласий не имеют. Но экономические законы новым парламентом будут приниматься в зависимости от того, как будут разделены кресла в парламенте и Кабинете министров, а также будет ли Кабинет министров включен в распределение сфер влияния ведущих парламентских групп", - говорит директор независимой фирмы Ukrainian sociology service Александр Вишняк.
Политолог Вадим Карасев прогнозирует, что отношения между правительством и парламентом ставят под сомнение возможность нормального законотворчества. "Правительство не имеет своего большинства в парламенте, это миноритарный кабинет. Поэтому отсутствует надежда на прохождение законов. Фундаментальное законодательство, особенно экономического профиля, будет слишком зависеть от коалиционных взаимодействий основных законодательных игроков - президента, Кабинета министров и парламентских фракций", - считает Карасев.
Уже первая неделя работы парламента должна показать, как именно будут складываться отношения в парламенте между двумя "суперфракциями" - блока власти "За единую Украину!" и блока Виктора Ющенко "Наша Украина". Если им удастся решить проблемы раздела сфер влияния в руководстве парламента и "адекватного представительства" нового парламента в Кабинете министров (за что выступает Виктор Ющенко и в чем не заинтересован блок "За ЕдУ!", практически полностью контролирующий Кабмин), появятся шансы для эффективного экономического законотворчества.
Директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Игорь Жданов полагает, что парламент сможет реализовать себя и в политическом законотворчестве. Все политические партии, прошедшие в парламент, высказываются за формирование в нем большинства и такие изменения в Конституции, по которым большинство могло бы формировать правительство и несло ответственность за его деятельность. Кроме того, пять фракций из шести (кроме фракции "За единую Украину!") выступают за пропорциональную систему выборов, подчеркивает Жданов. В то же время он отмечает, что опыт предыдущих президентских и парламентских кампаний свидетельствует: накануне выборов происходит излишняя политизация парламента. Как правило, последний превращается в трибуну для провозглашения своих политических взглядов, а законотворческая работа отодвигается на второй план.
Однако политолог Вадим Карасев убежден, что основная миссия новой Верховной Рады заключается как раз в ее самореализации в качестве важнейшей составляющей украинской политической системы, а не в приближении к идеалу "фабрики законов". "Нынешняя Верховная Рада в большей степени парламент, чем Рада предыдущего созыва, несмотря на отсутствие стабильного большинства. Это связано с расширением фракционного сознания и лидерских мотиваций, а также с расширением функций фракций за пределы узкозаконодательного понимания украинского парламента. Пока что фракции по своей структуре и функциям скорее функционируют по модели американского конгресса, чем по стандартам парламентской демократии", - считает он.
Поэтому, добавляет Карасев, можно высказывать упреки по поводу того, что парламент будет заниматься больше политикой, чем законодательством. Но это будет свидетельствовать только о том, что нынешние политические фракции и парламент в целом переросли формат чисто законодательного органа в системе власти, стилизованной под американское разделение властей. Как законодательный орган Верховная Рада будет мало работоспособна. Но политически она постепенно трансформируется из "фабрики законов" (идеал постсоветской административной бюрократии) в политический институт представительной демократии, отмечает политолог.
Таким образом, парламент фактически обречен на выход за рамки чисто законодательного творчества. В первый раз со времен "кассетного скандала" Верховная Рада получает шанс увеличить свой пакет власти хотя бы до блокирующего. И по мере приближения выборов и ослабления позиций президента - "хромой утки" возможностей сделать это будет все больше.
И если полноценно выполнять свои прямые законодательные функции парламент скорее всего не сможет из-за президентской кампании, то консолидированными усилиями исправить перекос в балансе властей и сделать невозможным превращение нового президента в полуавторитарного правителя - вполне в его силах. Если ему это удастся, можно будет считать, что миссия первой Верховной Рады эпохи "Украины после Кучмы", порученная ей украинцами, выполнена.
Киев