Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько, избранный в Верховную Раду по списку Компартии, сделал выбор между креслом генпрокурора и мандатом депутата. Потебенько выбрал парламент, и с 30 апреля пост генпрокурора станет вакантным.
В отставку нынешнего генпрокурора отправляли неоднократно. Особенно шатким его положение было в разгар "кассетного скандала", когда оппозиция требовала прокурорской крови из-за затягивания расследования дела Гонгадзе. Из силовиков, замешанных в "кассетном скандале", лишь Потебенько смог сохранить свой пост, в то время как главы СБУ и МВД Леонид Деркач и Юрий Кравченко были уволены президентом в прошлом году.
В минувший понедельник Потебенько сделал официальное заявление о своем переходе в парламент. Там он планирует заняться подготовкой законопроектов, направленных на обеспечение нормальной деятельности правоохранительных органов. Дальше этого амбиции Потебенько, по его словам, не простираются.
После себя уходящий генпрокурор оставляет множество нерасследованных дел, самое громкое из которых - дело Гонгадзе. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Потебенько сообщил, что раскрыть загадку убийства журналиста для Генпрокуратуры - дело чести. Однако оппозиция считает, что главный прокурор сознательно затягивал расследование и пытался завести следствие в тупик, занимаясь в основном преследованием представителей оппозиции.
"Я не считаю, что в Генеральной прокуратуре может что-либо измениться без серьезных изменений в обществе. Даже если бы пришел человек, лучший, чем Потебенько, надеяться на перемены не следует", - говорит один из лидеров акции "Украина без Кучмы" Тарас Чорновил. Он напоминает, что оппозиция год назад возлагала большие надежды на смену руководства СБУ и МВД: "Я помню, как мы радовались, когда снимали Деркача (бывший глава СБУ. - А.М.) и ставили на этот пост Владимира Радченко. Да, Радченко будто бы неплохой службист. Он проявил себя сравнительно честным человеком и вел себя не худшим образом. Но разве что-нибудь изменилось? Структура, которая существовала, такой и осталась. И он является не заложником ситуации, а, наоборот, гарантом сохранения этой структуры именно в таком формате.
Поэтому кто бы сейчас ни пришел на должность генпрокурора, ничего не изменится. Возможно, в ближайшие два-три месяца новое руководство Генпрокуратуры будет вести себя немного корректнее. Но это будет эстетическая коррекция, т.е. теперь отказы и заявления будут иметь вид европейской изысканности, но суть меняться не будет".
Это мнение разделяет политолог Игорь Жданов: "Деятельность Генпрокуратуры в последние годы была в значительной степени политизирована. А это недопустимо в нормальном правовом государстве. Генпрокуратура должна быть аполитичной и руководствоваться в своей деятельности только законом. Думаю, роль прокуратуры у нас определяется не только лицом, которое возглавляет этот орган, но и тем типом политических отношений, который сложился в государстве".
Уходя, Потебенько не назвал имени своего преемника, хотя и сообщил, что он рекомендовал вместо себя некоего "профессионала и честного человека". В то же время глава парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией в предыдущей Верховной Раде Юрий Кармазин считает, что для будущего парламента наиболее "проходными" кандидатурами являются нынешние заместители генпрокурора: Николай Гарник, Алексей Баганец и Сергей Винокуров.
Если подобная "проходная" кандидатура будет внесена в парламент президентом, она имеет большие шансы получить одобрение ситуативного парламентского большинства из фракции блока "За единую Украину!" и товарищей Потебенько по фракции коммунистов. Если же Кучме не удастся добиться поддержки парламента, он может назначить и.о. генпрокурора, дожидаясь, пока депутаты разделят посты в руководстве парламента и в комитетах, а также сформируют более или менее устойчивое большинство. Но в любом случае, отмечает политолог Богдан Сикора, в ближайшее время Генпрокуратура останется политическим инструментом, поскольку через нее проходят наиболее громкие уголовные дела. А значит, за ключевой пост генпрокурора будет идти отчаянная борьба.
Киев