В эти дни в Страсбурге проходят встречи генерального секретаря Совета Европы (СЕ) Вальтера Швиммера и других высокопоставленных лиц СЕ с лидерами трех парламентских фракций Молдавии - Дмитрием Брагишем ("Альянс Брагиша"), Юрием Рошкой (Христианско-демократическая народная партия - ХДНП) и Виктором Степанюком (Компартия). Встречи проходят накануне проведения сессии ПАСЕ, которая состоится 24 апреля и на повестку дня которой выносятся слушания по вопросу о деятельности демократических институтов в республике.
За несколько дней до приезда "молдавской тройки" депутаты Европарламента приняли резолюцию, в которой призвали молдавские власти обеспечить в стране соблюдение основных прав человека и верховенство закона. К этому ПАСЕ призывала и раньше, однако в чем конкретно состоят претензии к официальному Кишиневу, ассамблея не уточняла. Впрочем, в резолюции содержится несколько определенных моментов. Например, высказывается просьба к молдавскому парламенту пересмотреть решение о лишении депутатского иммунитета Юрия Рошку и его зама по партии Штефана Секэряну. Европарламентарии призвали также правительство и оппозицию больше не предпринимать шагов, которые могли бы поставить под угрозу стабильность страны и начать открытый диалог.
Но судя по тому, с какими "домашними заготовками" приехали в Страсбург Рошка, Степанюк и Брагиш, никакого "открытого диалога" ожидать не приходится.
Так, лидер ХДНП на встрече со Шмиммером выдвинул 12 предложений, реализация которых, по его мнению, необходима для преодоления сложившегося в республике политического кризиса. Этот репертуар, в общем-то, известен, но риторика его несколько подновлена - видимо, специально для ушей генсека СЕ и его коллег. Скажем, не имея никаких более или менее проверенных сведений об исчезновении своего соратника Влада Кубрякова, Рошка требует от властей "освобождения исчезнувшего депутата ХДНП или выяснения авторов его похищения". Подтекст этого демарша совершенно очевиден. Этот и другие свои "апрельские тезисы" Рошка предлагает реализовать до начала слушаний в Совете Европы. До 24 апреля, по его мнению, необходимо назначить и дату досрочных парламентских выборов. Все это попахивает явной провокацией, поскольку Рошка, по сути, предлагает обойти все законодательные "препоны" на пути к осуществлению своих требований. Что, разумеется, невозможно. Однако это позволит ему утверждать, что коммунисты выборов испугались.
Между тем партия коммунистов не отказывается от досрочных парламентских выборов, но при условии, если в ходе референдума более половины его участников вынесут вотум недоверия нынешнему руководству страны. Для организации референдума необходимы подписи 200 тыс. граждан, которые поддержали бы его проведение. При соблюдении этой и всех прочих формальностей процедуру референдума можно будет начать не раньше, чем через 7 месяцев.
Позиция лидера "Альянса Брагиша" также известна. Он ни за, ни против референдума. Но на "всякий случай" готовит почву для досрочных выборов, предлагая изменить их систему. В любом случае Брагиш видит себя "на плаву" и на виду политической жизни Молдавии. Не так давно, давая комментарий "НГ", он даже не исключал своего возвращения на пост премьер-министра республики, если нынешнее правительство будет отправлено в отставку.
Все это весьма напоминает басню Крылова о лебеде, раке, и щуке. Странно только, что в этой ситуации ЕС, на словах призывая "молдавскую тройку" к конструктивному диалогу, как бы не замечает явно антиконстуктивного настроя оппозиции. При таком подходе "мировой общественности" к молдавским внутриполитическим делам кишиневская кризисная телега так и останется в болоте конфронтации. Хотя есть шанс к 24 апреля подвинуть ее оттуда.