Завтра в Госдуме будет рассматриваться в третьем, завершающем чтении проект Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Еще ко второму чтению в него было внесено свыше 200 поправок, а само обсуждение проходило в обстановке острых дискуссий. Немало мнений, часто весьма противоречивых, по поводу законопроекта высказано и в СМИ. Много обращений поступает в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации.
Аргументы критиков законопроекта в основном сводятся к тому, что новый закон в случае его принятия якобы ужесточит условия приобретения российского гражданства и закроет дорогу в Россию соотечественникам в новых независимых государствах, желающим вернуться на историческую родину.
По сравнению с действующим законом законопроект действительно вводит ряд новых требований. Однако они ни в коей мере не жестче требований, содержащихся в законодательстве других государств.
Вводимый законопроектом упрощенный порядок заменяет ныне действующий регистрационный порядок приобретения гражданства. При этом он предусматривает целый ряд льгот для тех, кого мы обычно относим к соотечественникам в ближнем зарубежье. Представляются совершенно естественными требования о наличии законного источника существования, уплата налогов, знание в необходимых пределах государственного (русского) языка. Применение этих норм на практике будет регулироваться утверждаемым президентом положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, которое должно установить четкие процедуры и исключить возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц.
Понятное беспокойство у многих вызывают утверждения некоторых депутатов Госдумы о том, что новый закон о гражданстве, по выражению одного из них, "ставит крест на государственной политике России в отношении соотечественников за рубежом". Однако одно с другим никак не связано. Как может закон о гражданстве в Российской Федерации при отсутствии специальных международных договоров повлиять на права выходцев из России, живущих, к примеру, в Казахстане, США и Аргентине и имеющих гражданство этих государств?
Нельзя согласиться и с горячими сторонниками скорейшего принятия нового закона о гражданстве, полагающими, что он сразу оздоровит миграционную ситуацию в стране - это задача миграционного законодательства.
Во всех странах СНГ и Балтии давно приняты новые законы о гражданстве. У нас же до сих пор действует закон 1992 г., принятый в условиях неясных перспектив СНГ и являющийся уникальным по своему либерализму.