Сторонники борьбы с коррупцией в Казахстане обнародовали в печати ряд документов, разоблачающих высоких должностных лиц. На днях они получили поддержку в лице президента республики.
В конце марта на совещании с правоохранительными органами страны Нурсултан Назарбаев объявил об ужесточении борьбы со взяточничеством и коррупцией в республике. По словам казахстанского главы, прежняя концепция искоренения этих явлений, ставших традиционными не только в высших эшелонах власти центральноазиатских государств, реальных результатов так и не дала. "Агентство финансовой полиции и девятый департамент МВД по борьбе с экономическими преступлениями не обеспечивают исполнение возложенных задач", - заявил силовикам Назарбаев и объявил о создании антикоррупционного органа, который будет работать непосредственно под его патронажем. Так, новая структура обязана вести профилактическую работу и контролировать расследование коррупционных дел. А для того чтобы навести абсолютный порядок в области финансового контроля, глава казахстанского государства намерен создать еще один контролирующий орган - счетную палату, которая, собственно, и будет отвечать за все финансовые потоки.
Казахстан - первое государство среди стран Содружества, которое приняло закон о коррупции и добивается его строгого выполнения. Однако насколько эффективной будет работа этих спецорганов, покажет время. Во всяком случае, борьба правительства с коррупционерами началась активно и приобретает все более жесткий характер.
В конце марта в Алма-Ате был арестован известный казахстанский бизнесмен Мухтар Аблязов, руководитель финансово-промышленной группы "Астана-холдинг". В недавнем прошлом г-н Аблязов занимал пост министра энергетики, индустрии и торговли. Ныне же он является одним из главных фигурантов в уголовном деле по хищению средств с предприятий, контролируемых государством. По данным республиканского Агентства финансовой полиции, общий ущерб, нанесенный государству деятельностью экс-министра, составляет порядка 1 млрд. тенге (более 6,5 млн. долл.).
На прошлой неделе был взят под домашний арест бывший губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов. Он обвиняется в превышении должностных полномочий во время нахождения на госслужбе. По заявлению генпрокурора Казахстана Рашида Тусупбекова, в бытность акимом г-н Жакиянов принял более 80 решений, нарушающих закон. В частности, ему инкриминируется незаконная приватизация золотодобывающего рудника "Торткудук" и Песчанского ремзавода. При этом якобы первый был продан в 11 раз, а второй - в 40 раз дешевле реальной стоимости.
Сегодня в Казахстане разгорается скандал вокруг еще одного высокопоставленного чиновника - министра государственных доходов Зейнуллы Какимжанова, который по совместительству руководит местной таможней. Все началось с телесюжетов о том, как спецназ таможенного поста на казахско-китайской границе избил сотрудников финансовой полиции, имевших на руках санкцию на задержание начальника поста в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Также, согласно публикациям в прессе, министр неоднократно преступал закон и в результате своей фискальной деятельности. В частности, имеются многочисленные факты нарушений законности при проведении тендеров по закупке компьютерной техники для Министерства госдоходов и созданию компьютерной сети для налоговых органов страны. Депутаты нижней палаты парламента приняли решение расследовать деятельность Какимжанова в постоянном комитете и намерены вынести результаты на заседание палаты.
Вообще г-н Какимжанов - фигура на политической арене Казахстана довольно эпатажная. К примеру, прошлым летом, когда в стране была объявлена амнистия "грязных денег", он публично признался, что до своего прихода на министерский пост уклонялся от уплаты налогов и отмывал деньги. После таких откровений принято уходить в отставку, однако ничего подобного фискальному чиновнику в голову не пришло. Напротив, он по-прежнему шокирует казахстанскую общественность своим образом жизни: отдыхает на роскошных курортах, во время поездок за границу останавливается исключительно в эксклюзивных отелях (в частности, во время визита в Париж Какимжанов проживал в апартаментах гостиницы "Наполеон", которая является историческим центром страны), посещает престижные ночные клубы и казино. В то время как средняя зарплата в Казахстане составляет около 100 долл., министр госдоходов снимает для домашнего торжества огромный развлекательный комплекс, который охраняют четыре десятка секьюрити, и расплачивается за свой отдых пачками долларов.
В общем, этика поведения Зейнуллы Какимжанова как госслужащего оставляет желать много лучшего. Да и на своем посту главного таможенника страны он порой ведет себя с первобытной непосредственностью. Так, недавно Какимжанов вывел за штат всех сотрудников таможни и объявил в прессе, что должность рядового таможенника стоит 2 тыс. долл., а кресло начальника таможенного перехода - 100 тыс. долл. Эта поразительная инициатива чиновника была подана как объявление "конкурса на замещение вакантных должностей".
За время своей министерской деятельности Какимжанов сформировал вокруг себя круг единомышленников - этакую свиту, состоящую из молодых и успешных "новых казахов", владельцев крупнейших местных компаний. С ними фискальный министр проводит досуг, путешествует и отмечает семейные торжества. Их же фирмы и выигрывают большинство тендеров в Министерстве госдоходов. Само собой, объективность налогового контроля в отношении деятельности этих компаний со стороны фискальных органов вызывает большое сомнение.
На самом деле "свита" министра госдоходов - это не просто приятели, а верные и спаянные одной идеей соратники Какимжанова, имеющего большие политические амбиции и далеко идущие намерения. Практически все фигуры из его ближайшего окружения если не прямо, то косвенно или финансово участвуют в деятельности так называемой новой оппозиции президенту - возникших недавно движений "Демократический выбор Казахстана" и партии "Ак Жол". Находясь пока на госслужбе, Какимжанов не может открыто выражать им поддержку, но уже мало кто в казахстанской политэлите сомневается, что новый лидер оппозиции практически сформировался. Во всяком случае, Какимжанов в своих последних интервью демонстрирует политическую независимость и от премьер-министра, и от президентской администрации.
Понятно, что провозглашенные радикальные методы борьбы с коррупцией потребуют от главы Казахстана особой политической воли, поскольку в числе людей, замешанных в различных неблаговидных делах, оказались и те, кто считается или считался представителями ближнего окружения президента и кто пользовался на протяжении последних лет его практически безграничным доверием. И теперь Нурсултану Назарбаеву придется нелегко: он ни в коем случае не должен допустить скандалов и "войны компроматов", которая может бросить тень и на самого главу государства.